Каждый день Минюст анализирует примерно один налоговый законопроект, а девять из десяти налоговых новаций его специалисты отправляют в корзину. В основном авторы разработок покушаются на доходы федерального бюджета, стремясь переориентировать их часть в регионы. Категоричность Минюста инициаторов забракованных законопроектов не смущает, они утверждают, что чиновники этого ведомства никогда не оказывали серьезного влияния на законотворческую деятельность, тем более— в налоговой сфере.
«В этом году Министерство юстиции провело правовую экспертизу 365 проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в законодательство о налогах и сборах»,— сказано в распространенном на прошлой неделе сообщении министерства.
Больше всего предложений поступило от членов Совета федерации, депутатов Госдумы и региональных законодательных органов. Минюст сообщает, что после тщательного изучения всех инициатив 90% документов было отправлено в корзину. Минюст утверждает: при разработке законопроектов авторы, как правило, не учитывали финансовые и социальные последствия.
В подавляющем числе законов предлагалось ввести новый порядок распределения бюджетных средств, отдав часть доходов из федерального центра в пользу регионов. «При этом авторами законопроектов не указывались источники компенсации „выпадающих” доходов бюджета, из которого предлагается изъять те или иные налоговые доходы»,— сетует Минюст. Кроме этого, специалисты ведомства забраковали ряд экзотических законов — к примеру, предложенный фракцией «Родина» налог на предметы роскоши или налог на поддержку материнства и детства, который предлагали ввести депутаты Ярославской области.
Опрошенные «Бизнесом» эксперты уверены, что Минюст несколько преувеличивает свои заслуги в законотворческой сфере. Председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов говорит: действительно, для одобрения закона в Госдуме требуется получить согласование в Минюсте. Однако по сложившейся практике виза Минюста ставится, как правило, на все налоговые законы, а работаэтого ведомства сводится к проверке ссылок на другие законодательные акты. «На Минюст просто никто не обращает особого внимания — так же, как никто не обращает внимания на мнение МЧС в налоговой сфере,— говорит Орлов.— Во всяком случае, я ни разу не видел, чтобы на рассматриваемые бюджетным комитетом налоговые законопроекты был представлен отрицательный отзыв Минюста». Эксперт компании «Объединенные налоговые консультанты» Аркадий Гительзон обращает внимание, что Госдума рассматривает за год около 1 тыс. поправок и законов. «Это минимум четыре закона в день. Как можно детально и глубоко проработать такое количество документов»,— удивляется он.
Некоторые эксперты полагают: по всей видимости, министерство хочет вернуть себе утраченные позиции в законотворческой деятельности. Это может быть связано с недавней сменой руководства Минюста. «Доля правды в том, что Минюст хочет напомнить о своей значимости, присутствует,— говорит Аркадий Гительзон.— Если законопроект надо принять, его примут, не обращая внимание на Минюст».
Налоговый спам
Каждый день Минюст анализирует примерно один налоговый законопроект, а девять из десяти налоговых новаций его специалисты отправляют в корзину.
Комментарии
1