ВЭД

Чиновники придумали, как спасти бизнес таможенным брокерам.

Чиновники придумали, как спасти бизнес таможенным брокерам. Новый Таможенный кодекс (ТК) велит им предоставить в Таможенный комитет банковскую гарантию или поручительство на 50 млн руб. В ГТК уже знают, как снизить эту сумму в разы. Но, по оценке экспертов, это спасет не более 60% брокеров.

Чиновники придумали, как спасти бизнес таможенным брокерам. Новый Таможенный кодекс (ТК) велит им предоставить в Таможенный комитет банковскую гарантию или поручительство на 50 млн руб. В ГТК уже знают, как снизить эту сумму в разы. Но, по оценке экспертов, это спасет не более 60% брокеров.

Сразу после принятия нового ТК эксперты заявили о грядущем сокращении числа таможенных брокеров до пары десятков. Государственный таможенный комитет (ГТК) был более оптимистичен и уверял, что свой бизнес продолжат не менее трети брокеров.

С 1 января 2004 г. в России будет действовать новый Таможенный кодекс. По статье 339 этого кодекса таможенный брокер должен внести 50 млн руб. в ГТК для обеспечения своих платежей. В качестве альтернативного варианта обеспечения брокер может предоставить договор поручительства, залог, банковскую гарантию либо договор страхования на ту же сумму. Таможенный брокер - это юридическое лицо, совершающее таможенные операции от имени участника внешнеторговой деятельности. По оценкам экспертов, около 20% всех деклараций подается таможенными брокерами. На конец сентября лицензии брокера имела 541 компания.

Не дожидаясь нового года, ГТК решил поинтересоваться планами брокеров, рекомендовав им до 15 декабря прислать в комитет заявление о включении в реестр и документы, подтверждающие наличие обеспечения. "Пока мы не знаем, какое количество брокеров продолжат работать, - говорит представитель ГТК Ирина Скибинская. - Каждый день нам приходят десятки обращений [от брокеров], и мы надеемся, что через два-три дня у нас уже будет общая картина".

Между тем брокеры уже придумали, как снизить сумму платежа за гарантии в разы. Один из способов, позволяющий не выплачивать 50 млн руб. , инициировал сам ГТК. Комитет сообщил, что готов принимать поручительства от Совета ветеранов таможенной службы (СВТС) и Национальной ассоциации таможенных брокеров (НАТБ). Генеральный директор НАТБ Игорь Орленко пояснил "Ведомостям", что ассоциация готова поручиться только за своих членов. По его словам, из 128 участников ассоциации только 70 решили принять участие в программе поручительства. Стоимость участия в программе Орленко назвать отказался, сославшись на коммерческую тайну. Впрочем, один из членов ассоциации утверждает, что компании будут платить $50 000 в год и от $1000 до $3000 в месяц в зависимости от объема бизнеса. Членство в ассоциации стоит около $5000. Несколько дороже, по словам одного из брокеров, обойдется аналогичная схема взаимодействия с СВТС.

Отношение самих брокеров к этим схемам неоднозначное. "[СВТС и НАТБ] - это просто филиалы ОАО "ГТК РФ", - возмущается таможенный брокер, попросивший не раскрывать его имя. Бывший работник ГТК полагает, что схема была разработана после того, как в ГТК осознали масштабы бедствия. В самом ГТК, по словам Скибинской, положительно относятся "к любым законным способам обеспечения уплаты платежей".

Источник в ГТК выразил уверенность, что выйдет из бизнеса не более трети таможенных брокеров. "В основном это будут компании, которые проводят сделки раз в квартал и занимаются серым брокерством", - говорит он. Согласен с такой оценкой Юрий Волков из Deloitte & Touche. "Новые требования влекут серьезные изменения, не думаю, что выживет больше 60% брокеров", - полагает эксперт. А вот Орленко из НАТБ говорит, что, по оценкам экспертов его ассоциации, работу продолжат не более 150 таможенных брокеров. "Ситуация критическая, требования Таможенного кодекса не учитывают специфики деятельности многих компаний, особенно региональных", - предупреждает Орленко.

Генеральный директор таможенного брокера "Фирма "ГТК-сервис" Юрий Воронин затруднился оценить, какое количество брокеров не смогут выполнить требования ГТК. "Точно можно сказать, что мелкие региональные брокеры не смогут получить гарантий, - говорит Воронин. - Ко мне уже обратились две компании с просьбой помочь и найти форму взаимодействия". Начальник правового отдела архангельского брокера "Беломортранс" Михаил Сисин говорит, что его компания временно не будет включена в реестр таможенных брокеров: "$50 000 [за участие в схеме] - это не 50 млн руб. , но даже такая сумма неподъемна для нас". Тем не менее Сисин настроен оптимистично и считает, что брокеров спасут договоры страхования. "Как только ГТК окончательно утвердит порядок работы со страховыми компаниями, мы его [страховой договор] заключим", - говорит он. По его оценке, услуги страховой компании обойдутся меньше чем в $25 000. "Порядок работы со страховыми компаниями не разработан до конца, - признает Скибинская. - Это не то решение, которое ГТК может принять в одиночку, сейчас идет совместная работа с Минфином". По ее словам, брокеры смогут застраховать обеспечение во II квартале 2004 г.

Андрей Панов

Начать дискуссию