Психологическая атака на бизнес принесет государству вполне осязаемую выгоду. Вопреки уверениям Минфина предприниматели и после Нового года смогут получать региональные льготы по налогу на прибыль. Но крупные компании отказываются ими пользоваться из страха быть заподозренными в "схемах". В 2004 г. казна заработает на этом не менее $1 млрд.
В конце ноября Госдума приняла закон, отменяющий с 1 января 2004 г. "инвестиционные" льготы по налогу на прибыль. Отныне регионы могут "прощать" налогоплательщикам только 4% из 24% -ной ставки налога на прибыль. До сих пор внутренние "офшоры" пользовались лазейкой, которую им оставил закон о внесении изменений во вторую часть Налогового кодекса от 6 августа 2001 г. В нем сказано, что компании, которые до 1 июля 2001 г. заключили с регионами инвестиционные договоры, могут полностью освобождаться от региональной (14,5% ) и местной (2% ) частей налога на прибыль. Это позволяло снизить ставку налога с 24% до 7,5%.
Теоретически льготы предназначались компаниям, инвестирующим в экономику региона. Но главными потребителями льгот стали крупные нефтяные компании. По оценке Минфина, в первой половине 2003 г. три региона - Мордовия, Калмыкия и Чукотка - предоставили льгот более чем на 29 млрд руб. , в то время как остальные - всего на 100 млн руб. Чукотскими льготами пользовались в основном трейдеры "Сибнефти", мордовскими - трейдеры "ЮКОСа", а калмыцкими - все желающие.
Однако у компаний сохранилась возможность и впредь легально экономить на налогах по договоренности с губернаторами. "Регионы имеют право возвращать налогоплательщикам часть собранных налогов в виде субвенций", - говорит старший менеджер компании Energy Consulting Константин Павлович. По его словам, у центра нет полномочий для запрета субвенций - региону достаточно принять у себя соответствующий закон. Причем не обязательно это делать немедленно. "Такой закон не относится к налоговому законодательству, он может вступить в силу в течение 10 дней после опубликования и охватывать весь год, даже если его примут в апреле или мае", - поясняет юрист.
Партнер компании "ПрайсуотерхаусКуперс" Михаил Клубничкин предупреждает, что "щедрые" дотационные регионы могут лишиться финансовой помощи центра. Чукотский АО, Калмыкия и Мордовия регулярно получают средства на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но другие консультанты указывают на то, что это ограничение легко обойти. "В Бюджетном кодексе нет прямого запрета на предоставление финансовой помощи", - поясняет Павлович из Energy Consulting. А партнер компании "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин рекомендует выдавать субвенции не из регионального, а из местных бюджетов. "Ярославская область перевела часть налоговых поступлений на местный уровень, сделав местные бюджеты профицитными, - поясняет Тутыхин. - А профицитный бюджет имеет полное право выдавать субвенции".
"Офшорные" регионы готовы и дальше идти навстречу бизнесу. "Создать такую систему - не вопрос, - говорит гендиректор Агентства развития и сотрудничества при президенте Калмыкии (АРИС) Алексей Кучеренко. - Если бизнес захочет пользоваться субвенциями, мы, возможно, будем это делать". Представители Чукотки и Мордовии тоже не исключили возможность применения субвенций. Комментарий Минфина РФ получить не удалось.
Но компании не настроены пользоваться обнаруженной налоговой лазейкой. "На фоне шумной кампании последних месяцев [по обличению налоговых схем "ЮКОСа"] субвенции - это самоубийство, - говорит пресс-секретарь крупной нефтяной компании, тоже пострадавшей от борьбы со "схемами". - Представьте, как будет выглядеть в балансе субвенция, полученная из бюджета мордовского райцентра". Представитель "Сибнефти" вчера отказался от комментария, но год назад "Сибнефть" заявила, что налоговая оптимизация - "это обязанность менеджмента любой компании перед ее акционерами и, если такая задача не выполняется, значит, управление неэффективно".
"Если есть возможность снизить налогооблагаемую базу, любая компания будет это делать, - говорит на условиях анонимности представитель нефтяной корпорации. - Но можно скостить налог на прибыль до 3,5% , а можно экономить, платя по [ставке] 18 - 20%. Сейчас большинство склоняется ко второму варианту".
Начать дискуссию