Глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Анатолий Сердюков завизировал новый вариант структуры центрального аппарата ведомства.
Главным итогом длившейся почти год реорганизации стала передача персонального контроля над собираемостью разных видов налогов каждому из четырех заместителей руководителя ФНС. Как считают эксперты, этот шаг приведет к усилению контроля над собираемостью и администрированием налогов. Эксперты также надеются, что введение в ФНС института персональных кураторов позволит сократить число незаконных требований, предъявляемых к налогоплательщикам.
О начале масштабной реорганизации ФНС «Бизнес» сообщал еще в начале прошлого года. Одним из итогов реформы стало создание в структуре службы управления собственной безопасности (УСБ), основными задачами которого должна стать защита сведений, составляющих государственную тайну, а также обеспечение безопасности деятельности налоговых органов и сотрудников ФНС. Эксперты «Бизнеса» расценили тогда создание подразделения как фактическую реинкарнацию управления физической защиты (УФЗ) Федеральной службы налоговой полиции (ФСНП), упраздненной почти четыре года назад. Тогда же было расформировано два управления ФНС — налогообложения малого бизнеса и налогообложения кредитных организаций и создано управление налогового аудита.
Спустя год реформа центрального аппарата ФНС завершена. Отныне каждый из четырех заместителей руководителя ФНС несет персональную ответственность за собираемость следующих налогов: косвенные налоги и налог на прибыль — Михаил Мокрецов, налог на доходы физических лиц— Игорь Голиков, ресурсные и имущественные налоги— Татьяна Шевцова, единый социальный налог — Владимир Гусев.
Особый интерес у экспертов вызвала комбинация административных обязанностей, возложенных на заместителей Сердюкова. «Передача одному заместителю руководителя ФНС (Игорю Голикову.— „Бизнес”) вопросов администрирования НДФЛ и управления информационной безопасности, возможно, решит проблему утечки сведений, составляющихналоговую тайну, и станет препятствием к дальнейшему поступлению в продажу баз данных с доходами граждан»,— надеется ведущий консультант практики налогового консалтинга «БДО Юникон» Юлия Гладышева.
По мнению консультанта, это не единственное положительное для налогоплательщиков организационное решение. «С 1 января 2007 года налогоплательщики могут оспаривать решения налоговых органов, принятые по результатам выездных проверок, только после обращения в вышестоящий налоговый орган.
В новой структуре ФНС сводно-аналитическое управление, управление контроля налоговых органов и юридическое управление также отошли под единого куратора. Возможно, неправомерных претензий проверяющих к налогоплательщикам станет меньше»,— рассуждает Гладышева.
Кроме того, в единое управление (куратор— заместитель руководителя ФНС Дмитрий Чушкин) отошли вопросы, связанные с ведением госреестра юридических лиц, и отдел информационных технологий.
Это позитивное решение для бизнеса, радуются консультанты. Не секрет, что с ведением госреестра часто возникали проблемы, в том числе технического свойства. Так, например, в Москве сведения о некоторых предприятиях исчезали из реестра или подвергались искажениям.
Впрочем, не все эксперты настроены оптимистично. «Что касается проблем утечки информации о доходах граждан, то сама по себе передача функций одному человеку не повлияет на обеспечение сохранности информации. Предыдущий ответственный также должен был следить за ее сохранностью, как и новый.
Дело в подходе и правилах, которые каждый из них заново устанавливает»,— убежден адвокат юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Юрий Воробьев.
Воробьев также уверен, что наличие индивидуального куратора у каждого налога должно привести как к усилению контроля над собираемостью, так и к улучшению налогового администрирования. «Теперь каждый из замов должен будет приумножать показатели по сбору „своего” налога (если, конечно, не будет каких-либо объективных причин для снижения поступлений). Добиться же увеличения собираемости можно, только установив новую методологию, то есть указывать нижестоящим инспекциям, на что обратить внимание»,— предупреждает адвокат.
Заместитель генерального директора «МЦФЭР-консалтинг» Игорь Кашин обращает внимание, что в новой структуре ФНС постаралась учесть организационные ошибки прошлых лет.
«То, что контроль и госрегулирование лицензируемых видов деятельности теперь будут напрямую замыкаться на руководителе ФНС, свидетельствует о том, что чиновники сделали оргвыводы после скандала, вызванного принятием непроработанных мер на алкогольном рынке»,— считает он.
Начать дискуссию