Скоро у каждого гражданина России может появиться персональная ячейка во всероссийской электронной базе данных. Такое предложение Минэкономразвития об учете граждан завтра обсудит правительство. Чиновники и эксперты положительно относятся к идее, но указывают на трудности с ее реализацией.
Персональный учет населения сейчас ведут одновременно МВД, МНС, Минтруд, загсы - всего существует не менее 18 федеральных баз данных. Минэкономразвития предлагает присвоить каждому гражданину номер - универсальный идентификатор личности (УИЛ) - и объединить информацию ведомств и фондов о гражданине в единой базе данных. УИЛ будет присваиваться либо с рождения, либо при любой регистрационной процедуре. "Конечно, все данные, которые мы соберем в базу данных, уже имеются у государства, - говорит первый замминистра экономразвития Андрей Шаронов. - Проблема в том, что они разрознены, собираются раздельно и разными способами, что существенно увеличивает затраты на их содержание". По словам Шаронова, новая база станет "стержнем" предоставления социальных, экономических и других услуг гражданам.
В соответствии с протокольным решением правительства Минэкономразвития будет поручено до 1 мая представить доработанную концепцию документа. "Правительство сегодня должно договориться о том, какой должна быть архитектура персонального учета с точки зрения минимизации затрат на ее содержание и максимизации эффективности", - говорит руководитель аппарата правительства Константин Мерзликин.
По оценке Статистического бюро ООН, системы учета населения есть почти в 60 странах. В большинстве западноевропейских стран существует индивидуальный идентификационный номер, который присваивается человеку в момент рождения. Он в закодированном виде содержит сведения о неизменяющихся признаках человека. Этот номер используется во всех документах, которые человек получает на протяжении жизни.
Чиновники других ведомств приветствуют идею Минэкономразвития, но не уверены, что ее можно будет реализовать. "Это очень актуальный вопрос, - говорит руководитель инспекции негосударственных пенсионных фондов Минтруда Вячеслав Батаев. - Наличие единого номера значительно упростило бы нашу работу по унификации и стандартизации учета граждан, отдавших свои деньги в Пенсионный фонд РФ и НПФ". По мнению первого заместителя председателя Госкомстата Сергея Колесникова, который считает идею "вполне здравой", ее реализация - это технически очень сложная задача. "К тому же надо учитывать сложность правовых аспектов", - говорит Колесников. При этом, по его словам, столь полные базы данных есть лишь у немногих стран с небольшим количеством населения.
"На мой взгляд, полная реализация такого проекта в масштабах всей нашей страны не может быть проведена очень быстро и займет несколько лет", - соглашается директор по маркетингу компании "АйТи" Дмитрий Ведев.
Одним из главных рисков авторы предложения считают несанкционированный доступ к базе данных. Однако правительство уверено, что информация о гражданах все же не попадет в чужие руки. По мнению Шаронова, сведение всей информации в рамках единой базы данных только повысит степень ее защищенности. "Сейчас больше всего данных о гражданине находится в системе загсов, уровень защиты информации в которых далек от совершенства", - уверен чиновник.
Безопасность информации, по мнению Ведева, может быть обеспечена как техническими средствами защиты, так и целым рядом законодательных актов, регламентирующих ее использование. Однако директор информационно-аналитического подразделения компании "Арсин" Анатолий Голубин считает, что "сохранение информации в неприкосновенности - это не неразрешимая проблема".
А по словам дилера, продающего нелегальные базы данных госорганов, новая база, судя по имеющемуся описанию, не представляет особого интереса. Все эти данные, по его мнению, и так есть во всех базах, которые широко представлены на рынке.
Андрей Панов
Александр Беккер
Начать дискуссию