В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается обязать обанкротившуюся компанию уплачивать налоги даже во время процедуры конкурсного производства.
Требования государства станут первоочередными перед остальными кредиторами, шансы которых вернуть долги могут резко снизиться, предупреждают эксперты.
Автор поправок в закон «О несостоятельности (банкротстве)» зампредседателя думского комитета по экономической политике Алексей Лихачев уверен, что после принятия разработанного им законопроекта преднамеренно банкротить предприятие станет невыгодно. Для этого вносится изменение, согласно которому предприятие обязано перечислять налоги даже во время процедуры конкурсного производства, причем их уплата будет приоритетной перед требованиями других кредиторов. «С принятием такой поправки шансы иных кредиторов, чьи требования включены в реестр, снижаются, поскольку существенная часть денежных средств, полученных от реализации имущества должника, будет направлена на погашение требований государства по уплате налогов»,— говорит начальник отдела компании «Частное право» Наталья Мертвищева.
Сейчас некоторые предприятия специально инициируют процедуру банкротства, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку — ведь на стадии конкурсного производства компания уже не платит налогов, связанных с ее текущей деятельностью. «Компания переводит свои ценные активы на другое юридическое лицо, оставляя только то, что не жалко отдать, и начинает наращивать кредиторскую задолженность, чтобы в последующем объявить себя банкротом»,— рассказывает адвокат «Объединенных консультантов ФДП» Елена Яцева.
Впрочем, поправки направлены и на защиту интересов юридических лиц, которым фирма-банкрот должна деньги. Чтобы ускорить выполнение требований кредиторов, Лихачев предлагает привлекать независимых оценщиков только для оценки имущества стоимостью более 100 тыс.
руб. По его мнению, это позволит сэкономить на расходах на конкурсное производство. «Это разумная мера: ведь сейчас затраты на оценку зачастую превышают стоимость имущества»,— отмечаетпартнер московской коллегии адвокатов «ФБКправо» Петр Достовалов.
Кроме этого, документ содержит норму, которая ограничивает 18 месяцами срок процедуры конкурсного производства. Также в законопроекте говорится, что для прекращения процедуры банкротства должник обязан уплатить не только основной долг, но также штрафы и пени, которые были начислены за этот период. По словам Натальи Мертвищевой, это защитит интересы кредиторов, так как должники обязаны платить штрафы за несвоевременное исполнение своих обязательств. Впрочем, не факт, что компании-банкроты смогут рассчитаться по таким долгам, отмечает Елена Яцева.
«Увеличение финансовых обязательств должника вовсе не означает, что он может их все выполнить. Это все равно что приговоренного к смертной казни осудить еще на пожизненный срок. Сейчас и основной долг в большинстве случаев не уплачивается, не говоря уже о штрафах»,— говорит Елена Яцева.
Эксперты считают: не стоит рассчитывать на то, что законопроект сможет решить проблему преднамеренного банкротства. «Если законодатели хотят сократить число преднамеренных банкротств, надо вносить поправки в Уголовный кодекс, который предусматривает ответственность за этот вид преступления (вплоть до лишения свободы на срок до шести лет.— „Бизнес”), но на практике эта норма почему-то не работает»,— считает Петр Достовалов. Норма, устанавливающая предельный срок конкурсного производства, не будет работать на практике — ведь зачастую арбитражному управляющему необходимо время для формирования конкурсной массы, отмечает Наталья Мертвищева. В законопроект необходимо внести изменение, которое закрепит обязанность выявлять признаки преднамеренных банкротств (они предусмотрены постановлением правительства.— «Бизнес») за каким-нибудь органом исполнительной власти. Ранее этим занималась Федеральная служба по финансовому оздоровлению (ФСФО).
Невыгодное банкротство
В Госдуму внесен законопроект, которым предлагается обязать обанкротившуюся компанию уплачивать налоги даже во время процедуры конкурсного производства.
Начать дискуссию