НК РФ

Конституционный суд узаконил Правительство

Недавно было опубликовано постановление КС РФ от 27 января 2004 г., которым значительно усложнены правила судебных споров. Конституционный суд указал, что если законом правительству предписано принять какое-либо постановление, то оспорить последнее можно будет только в КС РФ, а не Верховном суде.

Недавно было опубликовано постановление КС РФ от 27 января 2004 г., которым значительно усложнены правила судебных споров. Конституционный суд указал, что если законом правительству предписано принять какое-либо постановление, то оспорить последнее можно будет только в КС РФ, а не Верховном суде.
Примеров «правительственно-законных норм» можно найти множество. Это и постановление о начислении амортизации, и нормативы суточных, и тарифы взносов на автогражданку. И с правительственными документами по той же автогражданкой Верховный суд раньше разбирался, а теперь – ему это фактически запрещено.
Аргументируя свои доводы, судьи КС РФ указали, что если в законе правительству приказано принять какое-либо постановление, то, проверяя само постановление ВС РФ, проверяет и конституционность закона. А этим может заниматься только КС РФ. С таким доводом можно было бы согласиться, если бы не два «но».
Первое – правительство может расширить полномочия, предоставленные ему законом. Тогда его постановление становится спорным, хотя сам закон справедлив. Зачем и в такой ситуации надо обращаться в Конституционный суд – в постановлении от 27 января не разъясняется. Да и, кроме того, в нем ничего не сказано о том, как быть со статьями 11 ГПК РФ и 13 АПК РФ. В них установлено, что если нормы двух документов (например, закона и постановления) расходятся, то суды обязаны применять тот, что имеет большую силу, иначе говоря, закон.
Второе «но» - КС РФ сейчас настолько завален делами, что от подачи жалобы до ее рассмотрения часто проходит больше года. Когда судьи собираются анализировать правительственные постановления – уяснить сложно. Разве что они будут работать по ночам, ведь иначе Конституционный суд того и гляди, обвинят в нарушении части 1 статьи 46 Конституции. Там сказано, что «каждому гарантируется судебная защита своих прав и свобод», а какая уж тут защита, если дела рассматриваются годами!
К сожалению, то, что КС РФ принял, отменить уже невозможно, и придется привыкать жить по новым нормам. А это значит, что в ВС РФ можно оспаривать документы правительства, но лишь те о которых не говорилось в отдельных законах. Да и то, если ВС РФ, рассматривая правительственный акт, увидит, что, принимая документ, правительство действовало в пределах своих полномочий по федеральному закону, то разбирательство будет приостановлено. Тогда Верховный суд РФ обязан обратиться в Конституционный, а о темпах его работы мы уже говорили.
И на еще одну норму постановления от 27 января 2004 года стоит обратить внимание. Из документа следует, что решения ВС РФ, которые ранее были признаны незаконными, могут быть рассмотрены Конституционным судом. Комментируя корреспонденту журнала «Двойная запись» эту норму, налоговый адвокат Вадим Зарипов, сказал, что ВС РФ не раз признавал незаконными правила начисления либо уплаты налогов и других платежей. Согласится ли с этими выводами Конституционный суд РФ – неизвестно. Более того, в свое время КС РФ признал законными платежи за загрязнение окружающей среды. А потом ВС РФ решил, что сами-то платежи законны, а их ставки - нет. Поэтому многие фирмы перестали «рассчитываться» за грязь, и теперь им придется выбирать – отдавать ли в бюджет сэкономленные взносы. Можно этого не делать, надеясь на то, что КС России не станет к ним возвращаться. Но если надежда не оправдается и Конституционный суд России отменит решение ВС РФ от 12 февраля 2003 г. № ГКПИ 03-49 (о «грязевых платежах»), то придется перечислить и эти платежи и, возможно, пени. Так что, те, кто захотят перестраховаться, возможно, решат заплатить добровольно.

Начать дискуссию