Законопроекты

Оособые экономические зоны в России по новому

Минэкономразвития готово пойти на существенные компромиссы ради того, чтобы в стране наконец были созданы особые экономические зоны (ОЭЗ). Из концепции ОЭЗ исключена льгота по налогу на прибыль, уплачиваемая в федеральный бюджет, и по таможенным сборам при ввозе сырья. А само число зон пока ограничится 4 - 6 проектами.

Минэкономразвития готово пойти на существенные компромиссы ради того, чтобы в стране наконец были созданы особые экономические зоны (ОЭЗ). Из концепции ОЭЗ исключена льгота по налогу на прибыль, уплачиваемая в федеральный бюджет, и по таможенным сборам при ввозе сырья. А само число зон пока ограничится 4 - 6 проектами.
Минэкономразвития предполагает создать в стране ОЭЗ двух типов. Производственно-промышленные создаются на площади не более 10 кв. км для производства "передовой" промышленной продукции. Работать здесь могут до 100 000 человек. Площадь технико-внедренческих зон не превысит 1 кв. км. Они послужат для воплощения "прорывных" научных идей и технологий. Число работающих может достигать 17 000 человек.

Обсуждение судьбы ОЭЗ длится больше двух лет. Полтора года назад МЭРТ рассчитывал создать 15 - 20 промышленных и до 70 технико-внедренческих ОЭЗ. Из-за оппозиции Минфина, ГТК и МНС ведомство Германа Грефа умерило амбиции. В июле 2003 г. вице-премьер Борис Алешин говорил уже о 5 - 7 ОЭЗ. В новом проекте концепции отмечается, что "на начальном этапе количество создаваемых ОЭЗ следует ограничить двумя-тремя каждого типа".

Минэкономразвития исключило из проекта ОЭЗ федеральную льготу по налогу на прибыль, вызывавшую неприятие Минфина. Теперь инвесторам могут предоставлять льготы региональные бюджеты. При этом замминистра экономразвития Аркадий Дворкович оговаривает, что по действующему закону регион вправе предложить предпринимателям не более 4% льготы. При ввозе сырья в ОЭЗ будут уплачиваться НДС и таможенные пошлины. Останутся льготы лишь при ввозе иностранного оборудования и материалов, необходимого для инвестиционного проекта на территории ОЭЗ.

Пресс-секретарь Минфина Юрий Зубарев не смог сказать, достаточна ли такая уступка, поскольку "документ [в Минфин] не поступал". И. о. руководителя Минпромнауки Андрей Фурсенко говорит, что больший размер льгот ОЭЗ "не повредит", но "нигде в мире льготный режим не играл роль спускового крючка для технологических и внедренческих зон". Роль льгот чиновник видит в том, что государство, идя на прямые потери, получает выигрыш в виде модернизации экономики.

Первый зампред ГТК Юрий Азаров говорит, что комитет "готов реализовать любой режим налогообложения, но расчет эффективности ОЭЗ - это прерогатива Минэкономразвития". Начальник департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева говорит, что позицию ведомства сформулирует министр Геннадий Букаев, "изучающий сейчас проект".

Чиновник Минэкономразвития говорит, что 15 февраля концепцию направят в правительство. Одновременно на согласование в ведомства будут посланы поправки в Налоговый кодекс, касающиеся ОЭЗ, и проект самого закона об ОЭЗ. Чиновник аппарата правительства говорит, что ограничения числа зон и предоставление льгот только по региональным местным налогам - "вполне разумный компромисс". В то же время он считает, что "ОЭЗ однозначно не должны располагаться в дотационных регионах".

Начать дискуссию