Первый замминистра финансов России Сергей Шаталов в минувшую пятницу, 27 февраля, посетил заседание коллегии МНС, где неожиданно обрушился с критикой на отечественное налоговое ведомство. Причем критические стрелы в адрес налоговиков были выпущены им сразу после того, как и.о. министра по налогам и сборам Геннадий Букаев отрапортовал о перевыполнении плана за прошлый год. По мнению наблюдателей, это может оказаться не просто отголоском межведомственных конфликтов, но прологом к радикальным изменениям в структуре российского кабинета министров.
Выступая на коллегии МНС, прошедшей в подмосковном Аксакове, Геннадий Букаев подчеркнул, что его ведомство вновь перевыполнило план по привлечению налогов. В федеральный бюджет было собрано на 0,6% больше запланированного, в консолидированный - на 0,8% больше. По оценкам и.о. министра, рост поступлений налогов в реальном выражении составил 2,3% к показателям 2002 г.
Впрочем, Геннадий Букаев самокритично признал, что по отдельным видам налогов министерство с заданием не справилось. Проблемы наблюдались при сборе НДС, акцизов на табачные изделия, алкогольную продукцию и природный газ. Но самокритика и.о. министра не произвела на первого замминистра финансов особого впечатления. В ответном слове он не стал следовать законам вежливости и политеса.
"Налоговые органы могли собрать в 2003 г. гораздо больший объем налогов, чем было собрано, - заявил Сергей Шаталов. - Исходя из планируемой и реальной макроэкономической динамики, налоговые платежи должны были возрасти существенно больше". Первый замминистра напомнил собравшимся, что налоговое задание исходило из прогноза роста ВВП в 2003 г. на уровне 5,5%, а в действительности экономический рост составил 7,3%.
Кроме того, по мнению Сергея Шаталова, МНС не справляется с новой функцией регистрации юридических лиц. Он отметил, что 1,2 млн юрлиц не прошли перерегистрацию и всего 110 тыс. организаций было ликвидировано. "Если процесс пойдет такими темпами, то проблема с перерегистрацией будет решаться в течение 11-12 лет", - заявил первый замминистра финансов.
Все, кто присутствовал на пятничной коллегии, отметили, что и.о. главы МНС держался очень скованно. А освещавшим мероприятие журналистам пресс-служба налогового ведомства "категорически не рекомендовала" задавать некоторые неудобные вопросы. Впрочем, даже отвечая на "удобные", Геннадий Букаев старался никак не обозначать своей позиции. Напротив, Сергей Шаталов чувствовал себя уверенно, да и речь его больше походила на ЦУ, которые руководитель отдает нерадивым подчиненным.
По информации RBC daily, все это неспроста. Источники в Минфине уверяют, что и.о. главы министерства, и.о. вице-премьера Алексей Кудрин чувствует себя чуть ли не именинником, поскольку вскоре в его ведомство в качестве подчиненной структуры вольется МНС. По слухам, этой радостной новостью он даже поделился со своими заместителями и начальниками ключевых департаментов. В пресс-службе Минфина, правда, сообщения такого рода официально называют "полным бредом".
Строго говоря, слухи о слиянии Минфина и МНС циркулируют не первый год. Этого ожидали начиная с 2001 г., когда о реформе правительства было заявлено во всеуслышанье. Но тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов, драматично отправленный в отставку 24 февраля, сумел подменить радикальную встряску кабинета "точечной настройкой".
Однако идея последовать западным образцам - во многих странах фискальные функции выполняют сотрудники Минфина - не умерла. По некоторым данным, возродить ее решили в комиссии по административной реформе. Впрочем, другие источники утверждают, что решение принималось еще выше. И говорят о нем только на условиях анонимности.
"Речь идет не столько о слиянии [Минфина и МНС], сколько о преобразовании МНС в службу, которая будет находиться в сфере ведения Минфина, - сообщил RBC daily источник, близкий к комиссии по административной реформе. - Пока не решено точно, будет ли она прямо подчинена Министерству финансов либо сохранит определенную самостоятельность. Но в любом случае будет сохранена ключевая идея административной реформы о разделении правоустанавливающих и правоприменительных функций государственных органов. Дело в том, что МНС обе эти функции сочетало, оно отчасти вырабатывало налоговую политику, разрабатывало нормативные акты. Налоговая служба, как и было раньше, будет заниматься только сбором налогов, контролировать соблюдение налогового законодательства".
Таким образом, в России вскоре может появиться ведомство-монополист, полностью контролирующее и государственные финансы, и частный бизнес. Его роль в государстве при этом станет колоссальной, а возможности - практически неограниченными. Ведь налоговые органы в нашей стране - это еще и дубина, с помощью которой можно приструнить и рядового бизнесмена, и крупнейшего олигарха. В чьих руках она окажется, возможно, станет известно очень скоро.
Иван Трегубов
Начать дискуссию