Налог на рекламу

Москва пытается сохранить налог на рекламу

Столичная Дума внесла на рассмотрение федерального парламента соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Рекламодатели надеются, что старания столичных лоббистов будут напрасны, а депутаты Госдумы и чиновники пока по-прежнему намерены отменить налог с 2005 г.

Москва пытается сохранить налог на рекламу, приносящий около 1% доходов в городской бюджет. Столичная Дума внесла на рассмотрение федерального парламента соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Рекламодатели надеются, что старания столичных лоббистов будут напрасны, а депутаты Госдумы и чиновники пока по-прежнему намерены отменить налог с 2005 г.

Поправки, отменяющие введенный в 1991 г. 5% -ный налог на рекламу, Госдума приняла в первом чтении еще в ноябре прошлого года, а вступить в действие они могут уже с 1 января 2005 г. Вчера Мосгордума внесла в федеральную Думу свои поправки к законопроекту, сохраняющие налог на рекламу в числе местных сборов.

В 2003 г. поступления от налога на рекламу составили 5,6 млрд руб. , из них 3,4 млрд руб. были получены бюджетом Москвы (1% от всей доходной части) , а остальное - бюджетами муниципалитетов других регионов.

"Из-за отмены налога с продаж Москва недосчиталась примерно 30 млрд руб. , а если еще рекламный налог отменить, то скоро в столичный бюджет вообще собирать будет нечего", - поясняет логику столичных законодателей руководитель фракции "Единая Россия" в Мосгордуме Андрей Метельский. По его мнению, 3,4 млрд руб. - это "существенная" для города сумма.

Федеральные чиновники и депутаты эту оценку не разделяют. "Налог на рекламу незначительный по величине и очень сильно концентрированный, поэтому сохранять его в числе местных сборов нет смысла", - говорит начальник департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. Зампред бюджетного комитета Госдумы Сергей Штогрин отмечает, что налог на рекламу "вреден" в принципе, так как "сдерживает продвижение отечественных товаров" и провоцирует компании уклоняться от налога, поручая заказ рекламы иностранным фирмам. Впрочем, депутат того же комитета Оксана Дмитриева разделяет тревогу столичных парламентариев, поскольку "происходит последовательное снижение доходной базы регионов", но полагает, что их поправка не пройдет, поскольку "[в Госдуме] все определяют не аргументы, а позиция правительства".

Рекламщики надеются, что инициатива столичных чиновников не помешает отменить "оскорбительный" налог. "Это абсурдный налог, ставящий российских производителей в неравные условия с иностранными, которые не должны его платить", - отмечает вице-президент Ассоциации коммуникационных агентств России Вадим Куликов. "Налог на рекламу существен и тяжел по администрированию", - считает вице-президент SUN Interbrew Ирина Кибина. Представители двух других холдингов, размещающих в федеральных СМИ большие объемы рекламы, отмечают, что, поскольку налог платится не по месту размещения рекламы, а по месту регистрации фирмы, некоторым производителям и раньше удавалось заключить с чиновниками соглашения, освобождающие компании от налога. "Но это [всегда был] предмет торга", - сетует один из бизнесменов.

"Неудивительно, что столица стремится сохранить гибкие [на величину которых регион может оказывать влияние] налоги", - говорит аналитик Standard & Poor's Феликс Эйгель. Он напоминает, что доля таких сборов в бюджете Москвы в прошлом году составила всего 18%. Пока столица компенсирует снижение этой доли за счет неналоговых доходов, в основном от аренды, но эти возможности ограниченны, подчеркивает эксперт. А руководитель Центра фискальной политики Галина Курляндская считает "идеальным" вариант, когда право вводить налог на рекламу осталось бы за регионами и муниципалитетами. Полную регламентацию налоговых инициатив регионов на федеральном уровне она считает излишней.

Борис Грозовский

Начать дискуссию