Новости ФНС

Из-за новой структуры Правительства, в МНС опасаются конфликта интересов с Минфином

Новая структура правительства создала почву для конфликта интересов между министерствами и подчиненными им ведомствами. Главный прогнозный центр - Минэкономразвития - будет контролировать cтатистическую службу, которая следит за выполнением этих прогнозов. А заинтересованный в наполнении бюджета Минфин будут руководить налоговой службой, отвечающей за правильность уплаты налогов.

Новая структура правительства создала почву для конфликта интересов между министерствами и подчиненными им ведомствами. Главный прогнозный центр - Минэкономразвития - будет контролировать cтатистическую службу, которая следит за выполнением этих прогнозов. А заинтересованный в наполнении бюджета Минфин будут руководить налоговой службой, отвечающей за правильность уплаты налогов.

        По президентскому указу N 314, министерства контролируют работу подведомственных им служб и агентств. Министры утверждают ежегодный план и показатели деятельности ведомств, назначают заместителей их руководителей, готовят проекты нормативных актов, которые относятся к деятельности служб и агентств и т. п. Они вправе отменять нормативные акты подчиненных органов, противоречащие законодательству.

        Минэкономразвития готовит для правительства социально-экономические прогнозы - оценку ВВП, объема промпроизводства, прироста доходов населения и т. п. А точность "предсказаний" чиновников замеряет Госкомстат, преобразованный по указу президента в статистическую службу при Минэкономразвития. "Статистики предоставляют данные, по которым можно оценивать качество макроэкономической политики [ведомства Германа Грефа], - говорит директор Центра проблем госуправления Павел Кудюкин. - [В новой системе] возникает конфликт интересов". Правительственный чиновник опасается, что, если Минэкономразвития станет управлять работой статистиков "в ручном режиме", они будут вольно или невольно искажать реальное состояние экономики. Сотрудники упраздненного Госкомстата вчера отказались от любых комментариев по поводу своего будущего. Но первый замминистра экономического развития Андрей Шаронов говорит, что "предполагать, что мы [Минэкономразвития] заставим статистиков рисовать цифры, можно только гипотетически".

        Впрочем, замгендиректора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев уверен, что "власть не заинтересована в искаженной картине", а новые кураторы помогут статслужбе улучшить методики и отслеживать показатели, которые они до сих пор не считали, например объемы разработки и внедрения компаниями инноваций. "Минэкономразвития оперативнее и регулярнее Госкомстата дает оценки инфляции и ВВП", - напоминает Николай Кащеев из банка "Траст". Шаронов также надеется, что статпоказатели скоро станут более емкими. К примеру, Госкомстат получал от предприятий традиционную для российского бухучета "историческую" оценку стоимости своих основных средств, а Минэкономразвития попытается внедрить международную систему оценки по "справедливой" стоимости.

        Конфликта интересов с Минфином опасаются в МНС. "Основная задача налоговой службы - контролировать правильность уплаты налогов, а Минфин заинтересован в максимальном наполнении бюджета, - сетует высокопоставленный налоговик. - Мы надеялись на давно обещанную отмену ежемесячного плана по сбору налогов, но теперь планы можно не утверждать, а передать по телефону". "Если правительство решит отменить планы, мы это с радостью сделаем", - возражает чиновник Минфина.

        Но Минфин может ставить налоговикам и более содержательные задачи, надеется Симачев, например "заставить нормально платить налоги физлиц и малый бизнес", снизить долю теневого оборота и диверсифицировать структуру налоговых поступлений.

Борис Грозовский

Начать дискуссию