Законопроекты

Единый регулятор

Постановление о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) наделило нового финансового регулятора широкими полномочиями.

Постановление о Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) наделило нового финансового регулятора широкими полномочиями. Около 180 функций ему досталось от ФКЦБ, а также полномочия по контролю за инвестированием средств негосударственными пенсионными фондами и государственной управляющей компанией - ВЭБом - и функции лицензирования и контроля за деятельностью товарных бирж.
Глава ФСФР Олег Вьюгин считает, что службе нужно передать еще и функции надзора за страховым и аудиторским рынками, а также банковский надзор. Также он думает, что "ФСФР должна устанавливать нормы и контролировать их исполнение" (см интервью на стр. А5). Если идеи будут реализованы, то по уровню концентрации контроля за финансовой сферой ФСФР уподобится британскому финансовому мегарегулятору - Управлению финансовых услуг (Financial Service Authority, FSA).
Новые полномочия у ФСФР, по мнению Вьюгина, появятся естественным путем из-за развития и взаимопроникновения всех секторов финансового рынка. Регуляторы должны будут эффективнее взаимодействовать между собой, чтобы избегать пограничных конфликтов, подобных противостоянию МАПа и ФКЦБ по вопросам регулирования срочного рынка, тормозившим его развитие.
К сожалению, есть основания полагать, что риски от создания мегарегулятора на российском рынке могут перевесить плюсы. Во-первых, институциональная среда, традиции и менталитет в Британии сильно отличаются от российских. Первая фондовая биржа в Англии появилась в 1773 г. , а мегарегулятор был создан лишь в 1997 г.
Во-вторых, FSA - независимый неправительственный орган, финансируемый за счет взносов и пошлин с участников рынка. Сложная схема взаимодействия госорганов, участников рынка и потребителей финансовых услуг в рамках FSA призвана обеспечить компромисс в защите прав и интересов всех субъектов финансовой сферы. Широкие полномочия, закрепленные специальным законом, уравновешены механизмами парламентского и судебного контроля и опротестования решений FSA.
Наконец, руководители FSA, все c обширным опытом работы на финансовом рынке, обладают необходимой квалификацией и авторитетом для решения поставленных задач.
Создавать мегарегулятора, собирая полномочия, но не структуру FSA, опасно. Вьюгин - профессионал с опытом и высочайшим авторитетом, которому без сомнения можно доверить обширные полномочия. Но где найти таких же подчиненных и как поведут себя его наследники на этом посту?

Начать дискуссию