Законопроекты

Минэкономразвития возражает против придуманной Минфином системы денежных компенсаций

Добровольный выбор льготниками формы получения компенсаций приведет не к сокращению расходов государства, а к их увеличению, считают в Минэкономразвития. Сегодня чиновники министерства предложат правительству одномоментно перевести все льготы в денежную форму. Эксперты поддерживают это предложение.

Добровольный выбор льготниками формы получения компенсаций приведет не к сокращению расходов государства, а к их увеличению, считают в Минэкономразвития. Сегодня чиновники министерства предложат правительству одномоментно перевести все льготы в денежную форму. Эксперты поддерживают это предложение.

Сегодня правительство обсудит поправки в 153 закона, в которых речь идет об отмене социальных гарантий примерно на 1,5 трлн руб. и разграничении обязанностей по финансированию оставшихся льгот между центром и регионами. В числе этих поправок есть написанный Минфином проект закона "О реализации мер социальной поддержки для отдельных категорий граждан". Он предоставляет ветеранам и инвалидам возможность самим определить, в какой форме они будут получать доплаты из бюджета - деньгами в виде прибавки к пенсии или в виде пониженных цен на товары и услуги. Льготы касаются получения бесплатных лекарств, бесплатных разговоров по телефону и проезда в общественном транспорте. По расчетам Минфина, дотации федерального бюджета Пенсионному фонду на увеличение пенсий для выплаты этих льгот в денежной форме составили бы 165,5 млрд руб. в год при полном охвате льготников денежными компенсациями, а ежемесячная доплата для каждого пенсионера - 250 - 900 руб.

Против этой схемы возражает Минэкономразвития, которое, по словам первого замминистра экономического развития Михаила Дмитриева, полагает, что она нуждается в серьезной доработке. "Предложенная схема может существенно увеличить совокупные расходы государства на финансирование льгот", - убежден Дмитриев. Граждане, которые живут в сельской местности и не пользуются транспортом и связью, фактически не могут и воспользоваться положенными льготами, поясняет Дмитриев. К тому же их объем "привязан к объему потребления: чем больше человек ездит на транспорте и покупает лекарств, тем больше получает субсидий на льготирование товаров и услуг". Поэтому "большинство жителей крупных городов наверняка выберет льготы в натуральной форме", а жители сельской местности, которые до сих пор почти не пользовались льготами, выберут денежную компенсацию", считает Дмитриев. По оценкам Минэкономразвития, из около 35 млн человек, которые имеют право на льготы, около 30 - 40% ими не пользуются и потребуют денежного возмещения от бюджета. "В результате объем натуральных льгот лишь незначительно сократится, а объем денежных трансфертов возрастет очень значительно по тем категориям, которые сейчас де-факто льготами не пользуются. Это создаст большие обременения для федерального бюджета и в целом расширенного правительства", - резюмирует Дмитриев. Кроме того, сейчас значительная часть льгот финансируется не за счет бюджетных средств, а за счет поставщиков, которые бесплатно возят льготников и снабжают их лекарствами, а компенсации от государства получают нерегулярно и не в полном объеме. По данным Минфина, из 165,5 млрд руб. реальной стоимости льгот бюджет в реальности компенсирует только 35 - 40 млрд руб.

Взамен Дмитриев предлагает пути более быстрого перехода на денежную форму предоставления льгот. По его данным, 20% льгот в натуральной форме достаются 10% самых обеспеченных семей, а как минимум 2/3 всех льгот идут на средние и высокооплачиваемые слои граждан. "Полный переход на денежные формы мог бы повысить долю малоимущих в общем объеме расходов на финансирование льгот", - убежден Дмитриев.

Начать дискуссию