ПКГ
Добрый день. Помогите пожалуйста, разобраться со следующим вопросом (бюджетное учреждение).
Правильно ли я понимаю, что в штатном расписании должны коррелировать уровни оплаты труда разных должностей если они отнесены к одному уровню ПКГ? Т.е. ПКГ выступает своеобразным «табелем о рангах» для разных профессий?
Например, если учреждение – учреждение высшего образования.
При определении ПКГ/ПКУ бухгалтером мы должны руководствоваться приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2008 г. N 247н в котором бухгалтерские должности относятся к профессиональной квалификационной группе "Общеотраслевые должности служащих третьего уровня".
При определении ПКГ/ПКУ профессорско-преподавательского состава мы должны руководствоваться приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования". В нем к тому же третьему уровню относятся должности, например, доцентов.
Т.е. оклад бухгалтера и доцента (с учетом ПКУ) должен быть одинаковым?
Что влечет за собой неисполнение данной нормы?
Спасибо.
Эта и еще 7 258 консультаций от экспертов на различные темы доступны по подписке
Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:
Приветствуем вас, Татьяна!
Да, для бюджетных учреждений данные приказы и нормативные документы обязательны в силу ст. 144 Трудового кодекса РФ.
Кроме того, в для федеральных казенных учреждений системы оплаты труда работников устанавливаются положениями об оплате труда федеральных государственных органов, осуществляющие функции и полномочия учредителя этих учреждений. Указанные положения носят для них обязательный характер (п. 2(1) Положения № 583, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 31.01.2024)).
В документах системы оплаты нужно учесть нормы и условия оплаты труда, предусмотренные ТК РФ, иными законами и нормативными актами, в том числе Указами Президента РФ, а также действующий размер МРОТ.
Например, нужно обязательно учитывать Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», например в указе сказано:
Если учесть этот указ Президента РФ и получается, что зарплата доцента будет такой же как средняя зарплата в регионе, умноженная на 2, такая же как у бухгалтера или ниже как по 3 уровню ПКУ, то, когчено, доценту нужно выбрать больший уровень и возможных. Дело в том, что ТК РФ обязывает все противоречия трактовать в пользу сотрудника.
Систему оплаты составляют:
• для федеральных учреждений - на основании федеральных законов и подзаконных актов РФ;
• для учреждений субъектов РФ - на основании федеральных законов, законов и подзаконных актов субъектов РФ;
• для муниципальных учреждений - на основании федеральных законов, законов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления.
В федеральных учреждениях системы оплаты труда устанавливают согласно Постановлению Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 31.01.2024).
Система оплаты труда всех казенных учреждений устанавливается с учетом:
• Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
• Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
• Профессиональных стандартов.
Дополнительно учитывают Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год, мнения профсоюзов и государственные гарантии по оплате труда.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за период норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
Сравнивая заработную плату с МРОТ, в составе зарплаты (ее части) не учитывайте:
• районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П);
• выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе повышенную оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2019 № 17-П (приведено в п. 24 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2019 год, п. 9 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2019 года));
• дополнительную оплату работы (доплаты) при совмещении профессий (должностей) (Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.2019 № 40-П (приведено в п. 9 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2019 года и п. 28 Обзора практики за 2019 год)).
При применении районных коэффициентов учитывают региональное законодательство, так как органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут установить более высокие размеры коэффициентов (ч. 2 ст. 316 ТК РФ).
Ответственность
За нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.
По нарушениям бюждетного законодательства ПФ очень много видов ответственности. Если говорить о бухучете, то нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, составлению и представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности есть отвественность по ст. 15.15.6 КоАП РФ; дополнительно см. Письма Минфина России от 29.11.2019 № 02-09-06/92939, от 05.04.2022 № 02-06-10/29589.
Точнее об ответственности можно написать, если знать, что у вас за учреждение, какие виды деятельности, какое финансирование (федеральное, региональное, муниципальное), есть ли гранты, программы или другие бюджетные ассигнования, имеются ли субсидии. Также важно знать, есть у вас экономический или планово-экономический отдел специалист, т.к. все-таки установление зарплат - это больше работа не бухгалтера, а экономиста.