Уточненная декларация по НДС

Наша организация получила 23.08.24г требование от налоговой предоставить ж.д. накладные за 1 кв-л 2024г. До этого 20.08.24г инспектор в ватцапе попросила сдать уточненную №3 декларацию по НДС в связи с тем , что в сданной уточненной №2 декларации за 1 кв-л 2024г. слетел раздел 7.

По уточненным декларациям налог не уменьшился и не увеличился. После сданной уточн.№3 декларации 20.08.24г. за 1 кв-л 2024г налоговая прислала согласно ст.93 требование предоставить ж.д. накладные за 1 кв-л 2024г.. с указанием только номеров накладных. Правомерны ли действия налоговой запрашивать в ватцапе документы и сдать уточн. декларацию после проведенной камеральной проверке ? Какие наши действия в данном случае?

Эксперт:

Александр Заворин
  • Александр Заворин

    Приветствуем вас, Лилия!

    Срок проведения камеральной проверки - три месяца со дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 88 НК РФ). Исключение - декларации по НДС.

    Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета (п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ).

    При подаче уточненной декларации до окончания камеральной проверки срок проверки начинается заново.

    Общий срок камеральной проверки декларации по НДС - два месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ). Он может быть продлен до трех месяцев, если инспекция установит признаки возможного нарушения налогового законодательства.

    Специальный срок - шесть месяцев - предусмотрен (п. 2 ст. 88, п. 8 ст. 174.2, п. 6 ст. 174.3 НК РФ):

    • по декларациям иностранной компании, которая платит "налог на Google";

    • декларациям иностранных продавцов или посредников из стран ЕАЭС (кроме РФ), реализующих физлицам через электронные торговые площадки товары из ЕАЭС, место реализации которых - РФ.

    Налогоплательщикам, на которых возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, требования о представлении документов (информации) налоговый орган передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, личный кабинет налогоплательщика либо информационные системы организации, к которым налоговому органу предоставлен доступ (п. 4 ст. 31 НК РФ).

    Если же обязанности представить декларацию (расчет) в электронной форме у налогоплательщика нет, то передать ему указанное требование инспекция может следующими способами (п. 4 ст. 31 НК РФ):

    1) под расписку. Момент передачи требования определяется по отметке о его получении, которую на требовании проставляет налогоплательщик или его представитель;

    2) по почте заказным письмом. Требование считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки соответствующего заказного письма (п. 6 ст. 6.1, абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).

    3) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

    4) через личный кабинет налогоплательщика;

    5) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Требование считается полученным на следующий день после того, как его получил МФЦ;

    6) через информационные системы организации, к которым налоговому органу предоставлен доступ.

    Законом не предсмотрен вариант передачи требований по ВатСап, если при этом нарушен срок камеральной проверки, то вы можете ничего не представлять.

    Если у вас официально затребуют документы за предлами сроков, само по себе нарушение ФНС сроков не является безусловным основанием для отмены решений, тем не менее, пратика складывается неоднозначно.

    Одна суды считают, что нарушение срока проведения камеральной проверки влечет отмену решения, вынесенного по итогам такой проверки.

    См. Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09 по делу № А40-53471/08-118-252

    Президиум ВАС РФ рассмотрел следующую ситуацию: инспекция направила налогоплательщику требование о представлении документов спустя 11 месяцев после начала камеральной налоговой проверки. Налогоплательщик отказался его исполнять, так как трехмесячный срок проведения проверки истек. Инспекция вынесла решение, доначислив НДС. Налогоплательщик представил документы, подтверждающие его право на вычет НДС, в вышестоящий налоговый орган и в суд.

    Суд указал: налогоплательщик вправе предполагать, что инспекция не сомневается в правомерности заявленных вычетов, если она не обращается с требованием представить подтверждающие документы в срок, установленный для проведения проверки. Таким образом, требование и решение инспекции нельзя признать законными.

    Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 27.08.2013 по делу N А53-33602/2012

    Суд пришел к выводу о недействительности решения инспекции, вынесенного по итогам камеральной проверки, длившейся более 2,5 года. Суд указал, что инспекция нарушила принцип недопустимости избыточного или не ограниченного по продолжительности применения мер налогового контроля. Доказательств обоснованности столь длительного срока проведения проверки инспекция не представила. Было отмечено, что длительный срок свидетельствует о нарушении целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика. В обоснование своей позиции суд сослался на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.03.2008 N 13084/07.

    Такая же позиция и в Постановлении ФАС Московского округа от 23.05.2012 по делу № А40-85281/11-20-359.

    Другие суды, полагают, что Нарушение срока проведения камеральной проверки не влечет отмены решения, принятого по итогам такой проверки

    Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.03.2024 N Ф05-3304/2024 по делу N А40-132157/2023

    Суд пришел к выводу о том, что превышение трехмесячного срока проведения камеральной проверки не является основанием для отмены решения инспекции по итогам проверки.

    См.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.03.2024 № Ф05-3304/2024 по делу № А40-132157/2023:

    Суд пришел к выводу о том, что превышение трехмесячного срока проведения камеральной проверки не является основанием для отмены решения инспекции по итогам проверки.

    Аналогично: в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.08.2019 № Ф05-11770/2019 по делу № А40-44663/2018, в постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.05.2019 № Ф08-4277/2019 по делу № А53-24714/2018.

    Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.2023 № Ф10-259/2023 по делу № А54-1061/2021

    Суд указал, что сроки проведения камеральной проверки и составления акта по ее результатам, установленные ст. ст. 88, 100 НК РФ, не являются пресекательными. Поэтому их истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. При этом суд учел разъяснения Пленума и Президиума ВАС РФ.

Этот и еще 4 083 ответа от экспертов на различные темы доступны по 

Подключите сервис Клерк.Консультации и получите решение всех ваших рабочих задач от лучших экспертов-практиков страны:

20+
Задать свой вопрос ⚡ Отвечаем за 1-3 часа