Хранение первички

Сроки хранения документов в 2023 году

Таблица сроков хранения отдельных документов
Сроки хранения документов в 2023 году

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы, регистры бухучета, бухотчетность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.

С 1 января 2022 года действует ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете». Правила стандарта не отменяют правил, установленных законом № 402-ФЗ, а дополняют их. ФСБУ посвящен составлению, хранению, перемещению документов внутри предприятия, то есть порядку работы с документами.

Пройдите курс «Семь новых ФСБУ» — забудете о претензиях от налоговиков и научитесь с легкостью применять федеральные стандарты в учете. Получите официальное удостоверение. Смотреть бесплатный урок из курса прямо сейчас.

В целях главы 25 НК налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которыми признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, понесенные при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода .

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 НК налогоплательщики обязаны в течение 5 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 07-01-09/25966 от 18.04.2018.

Сроки хранения отдельных документов

Вид документа

Срок хранения

Первичные учетные документы (кассовые, банковские документы, акты о приемке, сдаче и списании имущества, накладные и другие) 1

5 лет

Учетные регистры (главная книга, журналы-ордера и другие) 1

Кассовые книги, оборотные ведомости

Книги регистрации счетов, доверенностей, платежных документов

Рабочий план счетов бухгалтерского учета и другие документы учетной политики

Расчетные (расчетно-платежные) ведомости2

Акты документальных ревизий; акты проверок кассы, правильности взимания налогов1

Договоры, соглашения всех видов

Справки, акты, обязательства, переписка по дебиторской задолженности, недостачам, растратам, хищениям

Сведения, справки о совокупном доходе работников за год и уплате налогов

Свидетельства о постановке на учет в налоговых органах 3

Документы о начисленных и перечисленных суммах налогов, об освобождении от них, о предоставленных льготах, отсрочках по уплате налогов

Договор банковского счета

Переписка о финансово-хозяйственной деятельности

Бухгалтерская и статистическая отчетность, балансы организации, объяснительные записки к ним;
отчеты по налогам:

— годовые

Постоянно

— квартальные

5 лет (при отсуствии годовых—постоянно)

— месячные

1 год (при отсуствии годовых, квартальных—постоянно)

Лицевые счета работников

50 лет

Личные дела:

— руководителя организации, членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации, а также работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени

Постоянно

— остальных работников

50 лет

Трудовые договоры, трудовые соглашения, не вошедшие в состав личных дел, личные карточки работников (включая временных)

Документы лиц, не принятых на работу

1 год

Перечень лиц, имеющих право подиси первичных документов

До замены новыми

Документы о переоценке основных фондов, определении износа основных средств, оценке имущества организации

Постоянно

Акты приемки и передачи зданий, помещений, земельных участков в пользование, распоряжение, аренду, собственность организации

Документы о ведении валютных и конверсионных операций, операций с грантами

1 При условии завершения ревизий. В случае возникновения споров, следственных и судебных дел документы сохраняются до вынесения окончательного решения

2 При наличии лицевых счетов работников. При их отсутствии — срок хранения 50 лет

3 После снятия с учета

Федеральный закон от 06.12.11 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Статья 9. Первичные учетные документы

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учета.

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учета

1. Первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

2. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

3. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Налоговый кодекс РФ

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

1. Налогоплательщики обязаны:

8)  в течение пяти лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом

Статья 89. Выездная налоговая проверка

... При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом делается специальная отметка. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора).

Статья 94. Выемка документов и предметов

1. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) налогового органа, вынесшего решение о проведении налоговой проверки.

2. Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время.

3. Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.

4. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

5. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки.

6. О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол с соблюдением требований, предусмотренных статьей 99 настоящего Кодекса и настоящей статьей.

7. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

8. В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

При изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются лицу, у которого они изымаются. При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.

9. Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). В случае отказа налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) скрепить печатью или подписью изымаемые документы об этом в протоколе о выемке делается специальная отметка.

10. Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.


Комментарии

1
  • Елена

    Черновики в офисах заканчиваются. Можно ли использовать архив документов в черновиках? Конкретно книгу учета доходов - расходов сколько лет нужно хранить?

ЭДО

📧 В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать о подключении контрагента к ЭДО. Кроме пользы, есть и обратная сторона, предупреждает юрист

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Силовики будут получать больше информации о пользователях интернета

Правоохранительные органы смогут получить от владельцев интернет-ресурсов номера сетевых портов пользователей, которые они используют для выхода в интернет. Это нужно, чтобы установить конкретного абонента, который публикует противоправный контент.

Стало известно, куда пойдут средства от продажи Yandex

Часть взноса от продажи российского бизнеса власти направят на предоставление льготных кредитов разработчикам электроники.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Утверждены важные изменения по утилизационному сбору

Правительство приняло решение об индексации с 1 июля 2024 года утилизационного сбора на некоторые виды спецтехники и введении ряда изменений по нему.

🔥 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся!». Самые нужные курсы по 3 690 рублей

До 8 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей! Научитесь вести учет на маркетплейсах, строить финансовые модели, проводить сделки по ВЭД, вести компании на УСН, получите базовые знания в бухгалтерии и сделаете шаг навстречу новой профессии. Начните лето с новыми силами, знаниями и совсем другим уровнем дохода.

Wildberries и Ozon впервые вошли в десятку маркетплейсов мира

По числу посещений два российских маркетплейса попали в топ-10 мировых площадок. Пользователи заходили на Wildberries и Ozon больше 300 млн раз в месяц.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДФЛ

При покупке имущества у физлица компания не платит за него НДФЛ

Если физлицо продает свое имущество организации, у него возникает доход, облагаемый НДФЛ. Но если срок владения больше минимального, то НДФЛ не будет.

Автоматизация бизнеса в общепите: вызовы и возможности

Автоматизация ресторанного бизнеса  — ключ к эффективности и сокращению затрат, несмотря на жесткую конкуренцию. Она позволяет управлять всеми процессами: от заказов до склада и доставки. Внедрение таких систем требует осмысленного подхода, но преодолевая начальные трудности, предприятия общепита могут существенно улучшить сервис и оперативность, что приводит к увеличению прибыли.

Автоматизация бизнеса в общепите: вызовы и возможности

Для каких услуг и на какие работы можно привлекать самозанятых

Закон не содержит перечня разрешенных для самозанятых сфер деятельности. Но если знать, к каким видам работы совершенно точно не следует привлекать плательщиков НПД, можно избежать пагубных последствий в виде штрафов, а то и лишения свободы. Рассказываем в деталях.

Для каких услуг и на какие работы можно привлекать самозанятых

Как в балансе отражать финвложения

Финансовые вложения отражают в бухгалтерском балансе на отчетную дату по стоимости, определенной исходя из требований ПБУ 19/02.

Конституционный Суд: сократилось число неисполненных решений

В 2023 году Госдума приняла 27 законов во исполнение решений КС. Осталось еще 44 постановления суда, которые законодателям нужно проработать.

Топ-10 регионов, которые быстрее и лучше отвечают на обращения и жалобы граждан

В Минцифры составили рейтинг регионов России по работе на Платформе обратной связи (ПОС) за I квартал 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Уточненная декларация: когда не привлекут к ответственности

Время от времени бухгалтеру приходится сдавать уточненные налоговые декларации. Расскажем, как это правильно сделать, чтобы избежать штрафов.

Уточненная декларация: когда не привлекут к ответственности

При импорте материалов надо платить НДС, даже если они для необлагаемой деятельности

При ввозе товаров из Беларуси будет ввозной НДС, если эти товары не относятся к необлагаемым по статье 150 НК.

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом

Если вы задумываетесь о том, как получить дополнительный доход, то этот пост для вас. Расскажу о реферальной программе «Клерка»: что это, как работает и почему такое сотрудничество приносит пользу. А еще на собственном примере покажу и расскажу, как зарабатывать на рекомендациях. Забирайте пошаговый алгоритм в закладки!

Как зайти в реферальную программу «Клерка». Делюсь личным опытом
2

План корпоративной культуры: 7 шагов к победе

Сегодня мы хотим поговорить о мифологическом существе: многие о нем что-то слышали, но никто не уверен, существует ли оно на самом деле. Речь пойдет о корпоративной культуре: что такое спиральная динамика развития компании, чем опасна «красная» культура и как составить ее план, чтобы прийти к победе.

План корпоративной культуры: 7 шагов к победе
1
НДФЛ

Сотрудники смогут выбирать, в какой бюджет платить НДФЛ

Сейчас налог удерживают работодатели и платят НДФЛ в бюджет региона по месту регистрации компании. Однако удаленные сотрудники и вахтовики, которые не бывают в офисах, смогут направить средства в казну по месту своего проживания.

НДФЛ

Не забудьте сегодня уплатить НДФЛ

6 мая – крайний срок уплаты НДФЛ за период с 23 по 30 апреля. Потому что 5 мая – выходной.

Банки удерживают большие комиссии за снятие наличных с кредиток: что предпримет ЦБ

Центробанк будет бороться с финансовыми организациями, которые установили слишком высокую комиссию за снятие средств с кредитных карт. Ее могут включить в расчет полной стоимости кредита.

Интересные материалы

📕 💪 Новая акция «Не МАЙся — заниМАЙся»! Самые нужные курсы по 3 690 рублей!

До 8 мая включительно вы можете купить топовые курсы «Клерка» за 3 690 рублей. Это самые нужные для бухгалтера онлайн-курсы: они помогут освоить востребованные навыки, актуализировать знания к лету, освоить новую нишу, чтобы вырасти в карьере и увеличить доход.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1