Всегда ли хорошо жить плохо?

Если тебя все устраивает, то можешь эту статью не читать. Если же тебе иногда начинает казаться, что мир полон зажравшихся дебилов и тупой попсы, а сверху густо полит "Спрайтом" и обсыпан "орехами для настоящих пацанов", то тогда, возможно, этот текст убережет тебя от того, чтобы пойти по накатанной мысленной дорожке. Той самой, где зажигательные бутылки, подпольные ячейки, а в конце для одних - тихая наркоманская старость, для других - выход в окно, для третьих - должность обер-полицмеймстера. А ведь и то, и другое, и третье - подлый исход, не так ли?

Всегда ли хорошо жить плохо?


љљљљљЕсли тебя все устраивает, то можешь эту статью не читать. Если же тебе иногда начинает казаться, что мир полон зажравшихся дебилов и тупой попсы, а сверху густо полит "Спрайтом" и обсыпан "орехами для настоящих пацанов", то тогда, возможно, этот текст убережет тебя от того, чтобы пойти по накатанной мысленной дорожке. Той самой, где зажигательные бутылки, подпольные ячейки, а в конце для одних - тихая наркоманская старость, для других - выход в окно, для третьих - должность обер-полицмеймстера. А ведь и то, и другое, и третье - подлый исход, не так ли? љљљљљИтак, периодически мир кажется состоящим из а) рекламы; б) пожирателей рекламы; в) заказчиков и изготовителей рекламы, и в основном этот мир занят тем, что курит, ест шоколад с майонезом, запивает это дело "спрайтом", затыкает себе прокладками и тампонами всевозможные отверстия, иногда катается на дорогих машинах, а как правило суперсредствами отстирывает неотстирываемое и отчищает неотчищаемое. Все это изрядно достает любого человека с хотя бы минимальными "запросами" - то есть желающего думать, читать, добиваться в жизни чего-то серьезного. Этот жрущий и курящий мир вызывает непреодолимое отвращение, толкающее на разного рода безумства. Безумства плохо продуманные и чреватые самими неожиданными для молодых безумцев последствиями. љљљљљСамое распространенное из таких безумств - поверить в то, что если ограничить себя в желаниях и потребностях, то в освободившееся время непременно удастся создать что-нибудь великое - если и не "Сумму теологии" или "Капитал", то какую-нибудь "Джоконду" уж точно. Главное - истребить жажду комфорта, после чего дело личного, духовного и государственного возрождения будет обеспечено: страна расцветет всеми цветами, покроется, как грибами, военными базами и как земляникой монастырями и будет сиять всему миру светлой альтернативой сыто-тупой Америке. В общем: "сдай кровь и получи Дух", как изложил один неквалифицированный переводчик библейское изречение. љљљљљКак минимум один раз такого рода альтернативу попытались реализовать по полной. Это случилось в Иране, где в 1979 году произошла "исламская революция". Против шаха-"западника" выступила молодежь, заведенная проповедями о духовных преимуществах исламского образа жизни. Интересно, что свергнутый исламистами Моххаммед Реза-Шах Пехлеви ничем не напоминал ставленника "прогнившего западнического оккупационного режима", напротив, он очень любил свою страну, мечтал о возрождении древней иранской цивилизации, всеми силами старался сделать Иран ведущей мировой державой, развивал собственное экономическое производство, вкладывал сумасшедшие деньги в науку и образование и даже хотел создания иранского автомобиля, причем хорошего. "Нам автомобили не нужны - сядем на ослов и будем духовно чище" провозгласил аятолла Хомейни, прогнав шаха из страны и поубивав большую часть его окружения. Иранцы подумали, что новый вождь выражается в переносном смысле, но ничуть не бывало: за пять лет "единобожеской экономики" (таково было официальное название эксперимента) среднегодовой доход иранцев с нескольких тысяч долларов упал до пары сотен, а словосочетания "иранские спички", "иранское одеяло", "иранская плитка" стали означать гарантированные проблемы. љљљљљДля того, чтобы как-то оживить экономику, пришлось пойти на меры, неслыханные при "шахском самодержавии" - пригласить в страну иностранных инвесторов, разрешив создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом - хуже чем при колониальном режиме. Это к вопросу об "общественной полезности" пересаживания на ослов. О том, как "понравилось" иранской молодежи (той самой, что еще недавно кричала "Долой шаха!") прятаться от "стражей революции" по глухим уголкам парков, чтобы хотя бы парой слов перемолвиться с девушкой или обменяться видеокассетами, уже не говорим. Но спору нет - "навязчивую рекламу" с улиц Тегерана убрали... Можно считать экспериментально доказанным фактом, что если противопоставить живущему пустой "шикарной жизнью" потребительскому обществу западного образца, общество живущее плохо и бедно, зато с духовными запросами, то... ничего не получится. Второе общество будет жить бедно и плохо, никаких высот духа не достигнет, а граждане его в массовом порядке будут стараться сбежать туда, где живут пусть бездуховно, но хорошо. Иначе не будет, если не убить всех. Если оставить хотя бы двоих - и то один из них непременно сбежит. Почему так получается? Почему плохо жить нельзя? И неужели нечего противопоставить рекламному глотанию пустот. Можно. Причем очень многое. Но для этого необходимо сделать некоторое усилие и начать менять себя, а не окружающий мир. љљљљљПрежде всего, можно начать жить действительно хорошо. Правда, это очень дорого стоит. Когда кто-то обещает хорошие вещи со скидкой десять процентов - лучше не верить. Мир рекламы - это, в большинстве своем, мир некачественных и неудобных вещей. Мир "сезонной моды" - это обычно мир торжествующей безвкусицы. Действительно хорошие вещи стоят обычно очень дорого и в рекламе не нуждаются, поскольку мало кому из нас приходит в голову их хотеть. Например, Ваш покорный слуга очень хотел бы иметь возможность произвольно менять температуру в своей комнате на любую желаемую, хотел бы непроницаемой тишины в квартире, хотел бы достаточно необычного набора продуктов (большей части которых в магазинах не бывает), хотел бы машину с шофером (потому как без шофера она и вовсе не нужна), хотел бы возможности вести в любое удобное время сколь угодно длинные телефонные разговоры с любой точкой мира, хотел бы триста томов издания, вышедшего в середине прошлого века и уже почти недоступного - много чего хотел бы такого, для чего по российским меркам необходимо быть как минимум зампредом в солидном банке. Ничего (или почти ничего) из того, что нам действительно нужно, в рекламируемом мире просто нет. Поэтому проще всего на этот мир не злиться и им не восторгаться, а игнорировать его, рассматривая соответствующие обЪекты исключительно как [анти-] эстетические. Того, что нам нужно, в этом мире и не может быть, потому что наши потребности в действительном комфорте (а не в удовлетворении стадного чувства) строго индивидуальны, свой личный мир мы формируем по собственному плану и исключительно под себя. Просто у одних из нас больше стройматериала в собственных мозгах, а другому приходится таскать кирпичики из глянцевых журналов. Но, в любом случае, если мы не хотим жить в мире грез стареющих домохозяек, то все придется делать самому - самому зарабатывать деньги, причем зарабатывать столько, чтобы хватало, самому выбирать стиль, вкус и цвет, самому расставлять приоритеты, самому отключать от себя доставший дебильный мир, не надеясь ни на какого аятоллу. Для начала же признаться самому себе в том, что это мир потому нас так и достает, что в нас самих другого нет, что когда его выдернешь, остается зияющая пустота, которую он вновь и вновь заливает своим мутным потоком. То же касается не только нас лично, но и страны, России (а если ты не собрался уезжать, то успеха придется достигать именно здесь). Когда кто-то говорит, что мы должны единым фронтом идти по "особому пути", чтобы ущучить злодеев-американцев - он несет чушь, опасную чушь. Жить ради того, чтобы кого-то ущучить - вообще довольно глупо, а шляться ради этой цели по болотам и трясинам - еще и вредно для здоровья. Ходить надо не третьим путем, а первым (и, обычно, одним-единственным) - по возможности, устранив помехи, созданные дураками. Можно попытаться жить как на Западе, можно попытаться жить лучше, но нельзя жить "в иной плоскости" и с "иными приоритетами", где на первом месте "духовность". В "иной плоскости" - это значит "хуже" вот и все. љљљљљНо что делать, если зажравшийся мир достал совсем? Если тонкие французские вина тебе ничем не слаще кока-колы, а действительный комфорт ничуть не более утешает, чем журнальные мечты о нем? Что ж, в жизни всегда есть место подвигу. Именно подвигу, а не революции. Не стоит пытаться проткнуть мир картонным мечом. Вместо этого следует менять самого себя, пытаться встать выше этого мира. Когда-то давно, когда существовали первое и второе издания нашего Третьего Рима, плебей, у которого денег не было и который считал, что люди слишком зажрались, вступал в экзотическую секту "циркумцеллионов" и грабил путников на дорогах или поджигал дома, а аристократ, которого его деньги, власть и удобства действительно достали - спокойно исчезал из дома и отправлялся к монахам, в египетскую пустыню, учить ту азбуку духа, из которой не выучил еще и одной буквы. В этой азбуке первой буквой стояли слова: "истинный монах это тот, кто делает во всем себе принуждение", потому что легко возненавидеть сытую "хорошую жизнь", значительно труднее избавиться от привычки к ней, это тяжелая борьба, занимающая многие годы и достойная настоящего воина. "Жить плохо" надо уметь, а чтобы уметь - надо долго учиться. Учиться не надо для того, чтобы сделать себе и другим (прежде всего - другим) плохо.




Начать дискуссию