Всегда ли хорошо жить плохо?
љљљљљЕсли тебя все устраивает, то можешь эту статью не читать. Если же тебе иногда начинает казаться, что мир полон зажравшихся дебилов и тупой попсы, а сверху густо полит "Спрайтом" и обсыпан "орехами для настоящих пацанов", то тогда, возможно, этот текст убережет тебя от того, чтобы пойти по накатанной мысленной дорожке. Той самой, где зажигательные бутылки, подпольные ячейки, а в конце для одних - тихая наркоманская старость, для других - выход в окно, для третьих - должность обер-полицмеймстера. А ведь и то, и другое, и третье - подлый исход, не так ли? љљљљљИтак, периодически мир кажется состоящим из а) рекламы; б) пожирателей рекламы; в) заказчиков и изготовителей рекламы, и в основном этот мир занят тем, что курит, ест шоколад с майонезом, запивает это дело "спрайтом", затыкает себе прокладками и тампонами всевозможные отверстия, иногда катается на дорогих машинах, а как правило суперсредствами отстирывает неотстирываемое и отчищает неотчищаемое. Все это изрядно достает любого человека с хотя бы минимальными "запросами" - то есть желающего думать, читать, добиваться в жизни чего-то серьезного. Этот жрущий и курящий мир вызывает непреодолимое отвращение, толкающее на разного рода безумства. Безумства плохо продуманные и чреватые самими неожиданными для молодых безумцев последствиями. љљљљљСамое распространенное из таких безумств - поверить в то, что если ограничить себя в желаниях и потребностях, то в освободившееся время непременно удастся создать что-нибудь великое - если и не "Сумму теологии" или "Капитал", то какую-нибудь "Джоконду" уж точно. Главное - истребить жажду комфорта, после чего дело личного, духовного и государственного возрождения будет обеспечено: страна расцветет всеми цветами, покроется, как грибами, военными базами и как земляникой монастырями и будет сиять всему миру светлой альтернативой сыто-тупой Америке. В общем: "сдай кровь и получи Дух", как изложил один неквалифицированный переводчик библейское изречение. љљљљљКак минимум один раз такого рода альтернативу попытались реализовать по полной. Это случилось в Иране, где в 1979 году произошла "исламская революция". Против шаха-"западника" выступила молодежь, заведенная проповедями о духовных преимуществах исламского образа жизни. Интересно, что свергнутый исламистами Моххаммед Реза-Шах Пехлеви ничем не напоминал ставленника "прогнившего западнического оккупационного режима", напротив, он очень любил свою страну, мечтал о возрождении древней иранской цивилизации, всеми силами старался сделать Иран ведущей мировой державой, развивал собственное экономическое производство, вкладывал сумасшедшие деньги в науку и образование и даже хотел создания иранского автомобиля, причем хорошего. "Нам автомобили не нужны - сядем на ослов и будем духовно чище" провозгласил аятолла Хомейни, прогнав шаха из страны и поубивав большую часть его окружения. Иранцы подумали, что новый вождь выражается в переносном смысле, но ничуть не бывало: за пять лет "единобожеской экономики" (таково было официальное название эксперимента) среднегодовой доход иранцев с нескольких тысяч долларов упал до пары сотен, а словосочетания "иранские спички", "иранское одеяло", "иранская плитка" стали означать гарантированные проблемы. љљљљљДля того, чтобы как-то оживить экономику, пришлось пойти на меры, неслыханные при "шахском самодержавии" - пригласить в страну иностранных инвесторов, разрешив создание предприятий со стопроцентным иностранным капиталом - хуже чем при колониальном режиме. Это к вопросу об "общественной полезности" пересаживания на ослов. О том, как "понравилось" иранской молодежи (той самой, что еще недавно кричала "Долой шаха!") прятаться от "стражей революции" по глухим уголкам парков, чтобы хотя бы парой слов перемолвиться с девушкой или обменяться видеокассетами, уже не говорим. Но спору нет - "навязчивую рекламу" с улиц Тегерана убрали... Можно считать экспериментально доказанным фактом, что если противопоставить живущему пустой "шикарной жизнью" потребительскому обществу западного образца, общество живущее плохо и бедно, зато с духовными запросами, то... ничего не получится. Второе общество будет жить бедно и плохо, никаких высот духа не достигнет, а граждане его в массовом порядке будут стараться сбежать туда, где живут пусть бездуховно, но хорошо. Иначе не будет, если не убить всех. Если оставить хотя бы двоих - и то один из них непременно сбежит. Почему так получается? Почему плохо жить нельзя? И неужели нечего противопоставить рекламному глотанию пустот. Можно. Причем очень многое. Но для этого необходимо сделать некоторое усилие и начать менять себя, а не окружающий мир. љљљљљПрежде всего, можно начать жить действительно хорошо. Правда, это очень дорого стоит. Когда кто-то обещает хорошие вещи со скидкой десять процентов - лучше не верить. Мир рекламы - это, в большинстве своем, мир некачественных и неудобных вещей. Мир "сезонной моды" - это обычно мир торжествующей безвкусицы. Действительно хорошие вещи стоят обычно очень дорого и в рекламе не нуждаются, поскольку мало кому из нас приходит в голову их хотеть. Например, Ваш покорный слуга очень хотел бы иметь возможность произвольно менять температуру в своей комнате на любую желаемую, хотел бы непроницаемой тишины в квартире, хотел бы достаточно необычного набора продуктов (большей части которых в магазинах не бывает), хотел бы машину с шофером (потому как без шофера она и вовсе не нужна), хотел бы возможности вести в любое удобное время сколь угодно длинные телефонные разговоры с любой точкой мира, хотел бы триста томов издания, вышедшего в середине прошлого века и уже почти недоступного - много чего хотел бы такого, для чего по российским меркам необходимо быть как минимум зампредом в солидном банке. Ничего (или почти ничего) из того, что нам действительно нужно, в рекламируемом мире просто нет. Поэтому проще всего на этот мир не злиться и им не восторгаться, а игнорировать его, рассматривая соответствующие обЪекты исключительно как [анти-] эстетические. Того, что нам нужно, в этом мире и не может быть, потому что наши потребности в действительном комфорте (а не в удовлетворении стадного чувства) строго индивидуальны, свой личный мир мы формируем по собственному плану и исключительно под себя. Просто у одних из нас больше стройматериала в собственных мозгах, а другому приходится таскать кирпичики из глянцевых журналов. Но, в любом случае, если мы не хотим жить в мире грез стареющих домохозяек, то все придется делать самому - самому зарабатывать деньги, причем зарабатывать столько, чтобы хватало, самому выбирать стиль, вкус и цвет, самому расставлять приоритеты, самому отключать от себя доставший дебильный мир, не надеясь ни на какого аятоллу. Для начала же признаться самому себе в том, что это мир потому нас так и достает, что в нас самих другого нет, что когда его выдернешь, остается зияющая пустота, которую он вновь и вновь заливает своим мутным потоком. То же касается не только нас лично, но и страны, России (а если ты не собрался уезжать, то успеха придется достигать именно здесь). Когда кто-то говорит, что мы должны единым фронтом идти по "особому пути", чтобы ущучить злодеев-американцев - он несет чушь, опасную чушь. Жить ради того, чтобы кого-то ущучить - вообще довольно глупо, а шляться ради этой цели по болотам и трясинам - еще и вредно для здоровья. Ходить надо не третьим путем, а первым (и, обычно, одним-единственным) - по возможности, устранив помехи, созданные дураками. Можно попытаться жить как на Западе, можно попытаться жить лучше, но нельзя жить "в иной плоскости" и с "иными приоритетами", где на первом месте "духовность". В "иной плоскости" - это значит "хуже" вот и все. љљљљљНо что делать, если зажравшийся мир достал совсем? Если тонкие французские вина тебе ничем не слаще кока-колы, а действительный комфорт ничуть не более утешает, чем журнальные мечты о нем? Что ж, в жизни всегда есть место подвигу. Именно подвигу, а не революции. Не стоит пытаться проткнуть мир картонным мечом. Вместо этого следует менять самого себя, пытаться встать выше этого мира. Когда-то давно, когда существовали первое и второе издания нашего Третьего Рима, плебей, у которого денег не было и который считал, что люди слишком зажрались, вступал в экзотическую секту "циркумцеллионов" и грабил путников на дорогах или поджигал дома, а аристократ, которого его деньги, власть и удобства действительно достали - спокойно исчезал из дома и отправлялся к монахам, в египетскую пустыню, учить ту азбуку духа, из которой не выучил еще и одной буквы. В этой азбуке первой буквой стояли слова: "истинный монах это тот, кто делает во всем себе принуждение", потому что легко возненавидеть сытую "хорошую жизнь", значительно труднее избавиться от привычки к ней, это тяжелая борьба, занимающая многие годы и достойная настоящего воина. "Жить плохо" надо уметь, а чтобы уметь - надо долго учиться. Учиться не надо для того, чтобы сделать себе и другим (прежде всего - другим) плохо.
Начать дискуссию