Изменения, внесенные в главу 26.1 ЕСХН Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ.

В этой статье мы расскажем об изменениях, внесенных во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), касающихся налогообложения Единым сельскохозяйственным налогом (далее ЕСХН).

В этой статье мы расскажем об изменениях, внесенных во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), касающихся налогообложения Единым сельскохозяйственным налогом (далее ЕСХН).

Напомним, что с момента вступления в силу гл. 26.1 НК РФ (с 1 января 2002 г.) изменения в нее вносились шесть раз: Федеральными законами от 11.11.2003 N 147-ФЗ; от 29.06.2005 N 68-ФЗ; от 13.03.2006 N 39-ФЗ; от 27.07.2006 N 137-ФЗ; от 03.11.2006 N 177-ФЗ; от 17.05.2007 N 85-ФЗ.

Подробнее остановимся на поправках, внесенных Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ.

Расширение круга налогоплательщиков ЕСХН

Обратимся к предыстории проблемы: Федеральным законом от 03.11.2006г. N 177-ФЗ право применять ЕСХН было предоставлено сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Однако установление этого права не сопровождалось внесением других необходимых изменений в главу 26.1 НК РФ, а именно:

- не прописан порядок перехода кооперативов на уплату ЕСХН;

- при определении критерия для перехода на уплату ЕСХН не учитывались доходы от реализации продукции первичной переработки, произведенной кооперативами из сельхозсырья собственного производства членов этих кооперативов;

- доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполнения работ (услуг) кооперативами для своих членов определялась не в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) кооперативами для своих членов, как у остальных налогоплательщиков ЕСХН, а в общем объеме доходов, что ставило их в невыгодные условия по сравнению с другими селхозтоваропроизводителями.

Поправки, внесенные Федеральным законом № 85-ФЗ, решили указанные недостатки.

Конкретизировали критерии, дающие право применения ЕСХН, либо - в случае их нарушения - лишающих налогоплательщика такого права. Поэтому сейчас в положениях главы 26.1 о ЕСХН, которые определяют условия перехода на уплату ЕСХН, доходы от реализации сельхозпродукции собственного производства членов кооперативов не фигурируют.

Изменен порядок расчета доли дохода от реализации сельхозпродукции для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих последующую (промышленную) переработку продукции первичной переработки, произведенной ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства. Сельхозкооперативы при подсчете доли могут учитывать и доходы от реализации продукции первичной переработки, произведенной кооперативом из сельхозсырья собственного производства членов этого кооператива.

Расширение перечня расходов, уменьшающих налоговую базу по ЕСХН

С 1 января 2008 года пополнился перечень расходов, учитываемых при расчете ЕСХН.

В новой редакции главы 26.1 НК РФ внесена поправка, позволяющая учитывать расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств. Принимаются такие расходы с момента ввода основных средств в эксплуатацию, но при условии осуществления их в период применения ЕСХН.

Неоднократно звучал вопрос: «Можно ли отнести расходы при падеже животных и птиц к расходам, учитываемым при применении ЕСХН?». В новой редакции гл 26.1 при определении объекта налогообложения налогоплательщики получили право уменьшить полученные ими доходы на расходы в виде потерь от падежа птицы и животных, в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ, однако по состоянию на 01.01.2008 года данные нормы не утверждены.

Внесена поправка, которая даст возможность учитывать расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов не после завершения оплаты, а в размере фактической оплаты.

Изменения, внесенные Законом N 85-ФЗ, касаются и порядка исчисления сроков принятия к учету в составе объекта обложения ЕСХН расходов на приобретение (изготовление) основных средств и нематериальных активов до перехода на уплату этого налога.

Вышеуказанные изменения связаны с различным исчислением годичного срока в соответствии с положениями ст. 6.1 НК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 6.1 НК РФ, срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд. Таким образом, указание в тексте НК РФ на срок, исчисляемый годами, предполагает его исчисление не с 1 января по 31 декабря очередного года, а именно путем исчисления двенадцати календарных месяцев, следующих подряд с даты начала течения срока.

Соответственно, изменения, внесенные в ст. 346.5 НК РФ, сводятся к тому, что ранее сроки исчислялись именно как двенадцать месяцев подряд применения ЕСХН, а после внесения изменений - именно как календарный год применения данного налога.

Конкретизированы понятия доходов и расходов при определении налоговой базы

В том случае, если налогоплательщик переходит с ЕСХН на общий режим налогообложения, необходимо учесть следующее. Федеральным законом N 85-ФЗ приведены в соответствие с гл. 25 НК РФ понятия «доходов» и «расходов» при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления. Внесены изменения в порядок учета доходов и расходов при исчислении налога на прибыль организаций с использованием метода начисления, при переходе организаций с ЕСХН на общий режим налогообложения, когда налоговая база по налогу на прибыль определяется по методу начисления. Речь идет о признании в составе доходов суммы выручки за товары, отгруженные, но не оплаченные до перехода на общий режим.

В соответствии с п. 7 ст. 346.6 НК РФ:

1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения единого сельскохозяйственного налога, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;

2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения единого сельскохозяйственного налога товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления.

В завершении хотелось бы отметить, что стимулом для изменений налогового законодательства в части ЕСХН служит стремление законодателей учесть пожелания сельхозпроизводителей. Таким образом, законодатель решает основную задачу – установить баланс между интересами субъектов налоговых правоотношений – государства и налогоплательщика, баланс, в результате которого в выигрыше остаются все, в том числе и потребители.

Начальник отдела налогообложения прибыли (дохода)
А.И. Костина

Начать дискуссию