О порядке предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) установлены строгие временные рамки в отношении уплаты налогов и сборов. Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, определенный законодательством о налогах и сборах, или досрочно. Для каждого налога и авансовых платежей по нему установлена предельная дата, по истечении которой уплата считается просроченной.

Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ) установлены строгие временные рамки в отношении уплаты налогов и сборов. Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, определенный законодательством о налогах и сборах, или досрочно. Для каждого налога и авансовых платежей по нему установлена предельная дата, по истечении которой уплата считается просроченной.
     В то же время НК РФ предусмотрена возможность того, что по некоторым объективным причинам налогоплательщик не сможет исполнить в срок возложенную на него обязанность по уплате налога. В соответствии со статьей 57 НК РФ изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, определенном НК РФ.
     Согласно пункту 1 статьи 61 НК РФ под изменением срока уплаты налога и сбора подразумевается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Возможен перенос срока уплаты как суммы всего налога, так и его части.
     Отсроченная сумма уплачивается единовременно по истечении срока, на который предоставлена отсрочка, а рассроченная – поэтапно.
     Чтобы получить отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит, организация должна подать заявление в уполномоченный орган. Рекомендуемая форма заявления приведена в Приложении № 1 к Порядку организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (далее – Порядок), утвержденному Приказом ФНС России от 21.11.2006г. № САЭ-3-19/798@.
     К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований для изменения срока уплаты налога (пункт 5 статьи 64 и пункт 3 статьи 67 НК РФ). Документы, необходимые при подаче заявления, перечислены в пунктах 1 и 2 Порядка.
     Обращаем внимание на требование, изложенное в пункте 2.10 Порядка: прилагаемые к заявлению документы должны быть поданы в действующей редакции и до истечения месячного срока с момента подписания их уполномоченным лицом. На практике бывает, что после отправки документов происходят изменения, затрагивающие их содержание.    Тогда налогоплательщик обязан в течение семи дней известить об этом органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налогов и сборов.    Помимо этого он должен представить документ (документы) с учетом изменений.
     Пунктом 1 статьи 63 НК РФ определены органы, уполномоченные принимать решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов:
- по федеральным налогам и сборам – ФНС России;
- по региональным и местным налогам – Управления ФНС России по субъектам РФ по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица;
- по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ – Федеральная таможенная служба;
- по государственной пошлине – органы (должностные лица), уполномоченные на основании положений главы 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые уплачивается госпошлина;
- по единому социальному налогу – ФНС России по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.
     Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора принимается на срок, не превышающий один год (пункт 1 статьи 64 НК РФ); инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет (пункт 1 статьи 66 НК РФ).
     Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов и сборов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года,  может быть предоставлена по решению Правительства РФ.
     Но изменить срок уплаты можно не всегда. В пункте 1 статьи 62 НК РФ перечислены обстоятельства, при которых исключается предоставление отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита:
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах:
уголовная ответственность должностных лиц налогоплательщика - юридического лица регулируется тремя статьями Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ):
статья 199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации;
статья 199.1 УК РФ - неисполнение обязанностей налогового агента;
статья 199.2 УК РФ - сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов;
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации:
- о налоговом правонарушении
     Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (статьи 106 - 129 НК РФ);
- об административном правонарушении
     Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
     При этом затрагиваются только правонарушения в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации (к примеру, статьи 15.1, 15.2, 15.5, 15.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств (закрытие им банковского счета и открытие другого, неизвестного налоговым органам счета с последующим перечислением на него денежных средств и т.п.) или иного имущества, подлежащего налогообложению (путем совершения фиктивных сделок, представления фиктивных документов об уничтожении или утере имущества и т.п.), либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство (установление факта оформления соответствующих документов, визы и т.п.).
     Таким образом, при наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 62 НК РФ, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене, о чем в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица. 
     Отсрочка или рассрочка уплаты допускается в отношении одного или сразу нескольких налогов. Есть ряд платежей, срок уплаты которых изменить нельзя. Так, НК РФ не предоставляет налогоплательщикам права изменять срок уплаты пеней и налоговых санкций. Налоговые органы могут предоставить отсрочку или рассрочку только по налогам и сборам.
     В налоговые органы часто поступают заявления от налоговых агентов о предоставлении отсрочек по уплате налога на доходы физических лиц. Надо отметить, что НК РФ на налоговых агентов возложены обязанности по исчислению, удержанию из средств, выплачиваемых налогоплательщикам - физическим лицам, и перечислению в соответствующий бюджет сумм НДФЛ. Эти средства не принадлежат налоговым агентам, они не имеют права распоряжаться ими, например, направлять на погашение своих налоговых или других обязательств. Вследствие этого возможность изменения срока перечисления налоговым агентом указанных сумм в бюджет в НК РФ не предусмотрена.
     Перенос установленного налоговым законодательством срока уплаты налога на более поздний срок с экономической точки зрения является своего рода кредитом, предоставляемым за счет бюджетных средств. За пользование таким кредитом налогоплательщик обязан уплатить проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Данное положение установлено в пункте 4 статьи 64 НК РФ.
     Однако проценты не начисляются, если отсрочка (рассрочка) предоставлена налогоплательщику по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 64 НК РФ. На отсроченную (рассроченную) к уплате сумму госпошлины проценты не начисляются при любых обстоятельствах (пункт 2 статьи 333.41 НК РФ).
     Отсрочка (рассрочка) по уплате налога может предоставляться при наличии хотя бы одного из оснований, поименованных в пункте 2 статьи 64 НК РФ:
1) потери налогоплательщика, понесенные в результате действия непреодолимой силы (стихийное бедствие и т.п.);
2) несвоевременное бюджетное финансирование;
3) несвоевременная оплата государственного заказа;
4) угроза банкротства;
5) сложное имущественное положение физического лица;
6) сезонный характер производства налогоплательщика.
     Относительно предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, приведенный выше список оснований предоставления отсрочки или рассрочки дополняется также основаниями, предусмотренными Таможенным кодексом РФ.
     Действие отсрочки (рассрочки) уплаты налога прекращается по окончании срока действия решения о ее предоставлении (пункт 1 статьи 68 НК РФ). Но оно может быть прекращено и досрочно. Например, по решению уполномоченного органа, если налогоплательщик нарушил условия предоставления отсрочки (рассрочки), или в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.


Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры
банкротства Управления ФНС России по
Архангельской области и Ненецкому автономному округу

Начать дискуссию