Зарплата в конвертах – вчерашний день Российского бизнеса

Одним из важных направлений деятельности ФНС России в последнее время стала работа по легализации налоговой базы. Это целый комплекс организационных мероприятий, проводимых с участием налогоплательщиков в процессе реализации новой Концепции планирования выездных налоговых проверок.

Одним из важных направлений деятельности ФНС России в последнее время стала работа по легализации налоговой базы. Это целый комплекс организационных мероприятий, проводимых с участием налогоплательщиков в процессе реализации новой Концепции планирования выездных налоговых проверок.

Обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступлений налогов в бюджетную систему Российской Федерации, в том числе в региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды, - основная задача налоговых органов.

Главными источниками доходов региональных бюджетов являются два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 75% поступлений. Кроме того, эти два налога вкупе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Поступления НДФЛ и ЕСН напрямую зависят от доходов населения. Поэтому крайне важно вести контроль за достоверностью налоговой базы с фонда оплаты труда.

По данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в том числе снижение с 1 января 2005г. налоговой ставки ЕСН с 35,6% до 26%, не привело к существенному расширению налоговой базы и уменьшению доли скрытой оплаты труда в 2005г. Если в 2004г. доля скрытой оплаты труда составляла 25,4%, то в 2005г. она возросла до 26,9%.

Отсутствие эффекта от снижения налоговой ставки, а также динамика роста доли скрытой оплаты труда подтверждаются данными о налоговой базе по ЕСН. Налоговая база в сопоставимых условиях приведенных к 2003г., оставалась в 2003-2005 гг. примерно на одном уровне.

Данные обстоятельства потребовали новых методов работы, которые позволили в 2006-2007гг. снизить долю скрытой оплаты труда.

В 2007г. в зоне риска оказалось более 400 тыс. налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, или 17% от числа представляющих отчетность.

Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы, - оптовая и розничная торговля, строительство, обрабатывающие производства.

Межрайонной инспекцией ФНС России №3 по Белгородской области  создана «Межведомственная комиссия по сокращению количества убыточных организаций, по доведению выплаты заработной платы до прожиточного минимума, легализации оплаты труда и обеспечения полноты поступления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в федеральный бюджет и внебюджетные фонды» с привлечением представителей территориальных органов прокуратуры, внебюджетных фондов, инспекций по труду, управлений финансов и бюджетной политики.

Важный акцент: задача комиссии - не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы. Наша работа с налогоплательщиками в рамках комиссий построена на изучении и анализе их финансово-хозяйственной деятельности и определении круга плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Обязательно учитываются объективные условия деятельности конкретных организаций, не позволяющие работодателям выплачивать более высокую заработную плату (бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации).

Для участия в работе комиссии были отобраны организации, предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, выплачивающих заработную плату по основному ВЭД ниже среднего уровня заработной платы по ВЭД, сложившегося по субъекту, а также на подведомственной территории. Используются также сведения, представленные Управлениями социальной защиты населения по гражданам получателей субсидий на ЖКУ, имеющих доход ниже 3 тыс. рублей и данные мониторинга, проводимого Управлением по труду и занятости населения по организациям производственных видов деятельности, имеющим среднемесячную заработную плату менее 6 тыс.рублей. Ответственным структурным подразделением, осуществляющих отбор налогоплательщиков для рассмотрения на комиссиях является отдел камеральных проверок.

Заседания межведомственной комиссии при инспекции проводятся ежемесячно, со средней периодичностью проведения не реже трех заседаний в месяц. По итогам работы межведомственной комиссии в 2007г. на подведомственной территории  было проведено 26 заседаний.

Для участия в работе комиссий в 2007 году были отобраны 107 налогоплательщиков. Из общего количества налогоплательщиков, отобранных для заслушивания на заседаниях комиссий, большая доля – 56 налогоплательщиков или 52.3% от общего числа, приходится на индивидуальных предпринимателей, имеющих основной вид осуществляемой экономической деятельности по коду 52.11 – «Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями». 

Для заслушивания на комиссиях отбирались налогоплательщики, у которых показатели деятельности сопоставимы с аналогичными налогоплательщиками по ВЭД,  а показатели, характеризующие уровень оплаты труда работников, значительно ниже.

Перспективным направлением деятельности комиссии на 2008 год является работа по реализации экономических мер, которые предполагают формирование условий экономической деятельности, стимулирующих работодателей декларировать реально выплачиваемую заработную плату, а также повышать ее уровень. В настоящее время налажено взаимодействие налоговой инспекции с главами (администрациями)  районов на подведомственной территории по двустороннему участию в работе созданных комиссий по легализации заработной платы, а также выработке побудительных мотивов для налогоплательщиков повышать заработную плату работников и выводить ее из «тени», одним из которых является направление списков работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума  в администрации районов для использования при проведении конкурсов по инвестиционной деятельности, муниципальному заказу, закреплению маршрутов перевозок населения, аренде имущества и другие. Должна продолжаться  совместная работа с администрациями муниципальных образований по активизации работы по заключению договоров  между работодателями – физическим лицом и работником, рекомендуя размер месячной заработной платы работников не ниже среднего уровня заработной платы по конкретному виду экономической деятельности, а при низком уровне заработной платы предлагать заключать к трудовым договорам дополнительные соглашения.

При контрольно-аналитической работе особое внимание обращается,  и будет обращаться на возможность применения налогоплательщиками «схем» минимизации налогообложения, когда рабочий персонал арендуется у организации, находящейся на УСНО.

Внимание будет обращаться также и на организации, которые при незначительной штатной численности имеют значительные объемы выполненных работ (услуг). Уже сейчас на комиссиях  запрашиваются у руководителей таких организаций копии статистических отчетов по труду (за рассматриваемые отчетные периоды) и обоснованные пояснения сложившейся ситуации.

Проводится работа по выявлению случаем выплаты материальной помощи, превышающей по сумме заработную плату работников; неправомерное выведение из под налогообложения оплаты работникам времени простоя (в размере 2/3 ставки) по обстоятельствам, не зависящим от вины работников; неправомерное применение налогоплательщиками льгот по ЕСН по пп.2 п.1 ст.239 НК РФ (превышение установленного для льготирования предельного уровня сумм выплат и вознаграждений).

Анализ источников увеличения расходов на оплату труда показывает, что одной из причин их роста является повышение производительности труда, применение новых «технологий» в организации работы, увеличение товарооборота. Данный факт имеет влияние и на начисление и уплату других налогов, в частности налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, гарантирует их рост.

Оценка суммы дополнительных поступлений налогов в бюджет за период работы межведомственной комиссии в 2007 году составила 8275 тыс.руб.

Инспекцией ведется постоянный мониторинг организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих  низкий уровень заработной платы и просроченной задолженности по её выплате. В средствах массовой информации ведется разъяснительная работа  по вопросам регулирования отношений работодателей и наемных работников. В отделе по работе с налогоплательщиками  физическим лицам предлагается к заполнению анкета с названием «Зарплата в «конверте», в которой они могут высказать свое мнение и ответить на предлагаемые вопросы   по выплате заработной платы в «конверте» и предложить меры по решению данной проблемы. Что тоже может быть использовано в работе по легализации заработной платы.

Инспекция намерена и дальше проводить работу с организациями, индивидуальными предпринимателями, где заработки работников ниже прожиточного уровня, установленного в нашем регионе. При этом уже сами работники не желают мириться с ущемлением своих прав. В инспекции существует телефон доверия, по которому граждане могут обратиться с заявлением и указать на конкретные факты неофициальной выплаты заработной платы.

Социальная сознательность работодателя и самого работника могут не  только исправить ситуацию, но и предупредить возможные нарушения законодательства. Работодатель должен осознавать, что он в первую очередь несет ответственность за работника. Сокрытие реально выплачиваемой заработной платы влечет за собой ущемление прав работника на полноценное пенсионное и социальное обеспечение, а также на получение качественной медицинской помощи. Вместе с тем сам работник, получающий таким образом заработную плату, должен задуматься о социальных гарантиях, которые ему потребуются в будущем.

Работники, которые трудятся в организациях, выплачивающих «серую» зарплату, должны знать, что в соответствии с действующим законодательством, руководитель организации может быть привлечен к административной и уголовной ответственности в случае уклонения от уплаты или неполной уплаты налогов и сборов. Таким образом, у работающих граждан, которые задумываются о своем не столь уж далеком будущем, есть возможность воздействовать на работодателей, которые стремятся сэкономить на их обеспеченности в старости.

 

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
В. Придворев

Начать дискуссию