Уважаемый налогоплательщик, доводим до Вашего сведения, что в соответствии со ст.137 Налогового кодекса РФ каждое лицо имеет право обжаловать любые акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подчеркиваем, что преимуществами именно административного (досудебного) порядка обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования являются простота, оперативность рассмотрения, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.
Поэтому, в случае несогласия с каким-либо решением, действием или бездействием налогового органа советуем обращаться с жалобой именно в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Кемеровской области, а не в суд.
Управлением проводится большая работа по рассмотрению жалоб налогоплательщиков. Так, например, в 2007г. Управлением были рассмотрены более 500 жалоб физических и юридических лиц. При этом, по результатам рассмотрения каждая третья жалоба была удовлетворена полностью или частично.
Как правило, налоговые споры возникают в связи с несогласием налогоплательщика с решением налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности. Например, когда налоговым инспектором по результатам проверки устанавливается нарушение, выразившееся в неуплате или неполной уплате налогов, и принимается решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, тогда как налогоплательщик считает, что в его действиях нарушения законодательства о налогах и сборах отсутствуют.
Обращаем Ваше внимание, что решение Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу только через 10 рабочих дней со дня его получения Вами или Вашим представителем . Это означает то, что до истечения этого срока налоговый орган не будет предпринимать никаких действий по исполнению этого решения, т.е. не будет выставлять Требование об уплате налога, пени и налоговых санкций, не будет обращать взыскание на денежные средства или на иное Ваше имущество или имущество возглавляемой Вами организации.
Если Вы считаете, что принятое налоговым органом решение нарушает Ваши права, то Вы имеете право в течение этих 10 рабочих дней его обжаловать. Жалоба на решение, не вступившее в силу, называется апелляционной жалобой. Пропущенный Вами по каким – либо причинам, в т.ч. уважительным, срок для подачи апелляционной жалобы не подлежит восстановлению.
Важно, что апелляционная жалоба должна быть подана Вами в Инспекцию, принявшую обжалуемое решение , а Инспекция в 3х – дневный срок со дня ее получения направит такую жалобу в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения.
Решение по апелляционной жалобе вступает в силу только после его утверждения вышестоящим налоговым органом.
Таким образом, подача апелляционной жалобы предоставляет возможность оперативного предотвращения негативных последствий исполнения решения по проверке, Вы не будет находиться под практически немедленной угрозой обращения решения налогового органа к исполнению.
Если же жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения не была Вами подана в течение 10 рабочих дней со дня получения Вами или Вашим представителем решения, то такое решение на 11– й рабочий день вступает в силу. Следовательно, налоговый орган начнет предпринимать все установленные законодательством РФ о налогах и сборах меры по его исполнению.
Если Вы считаете, что вступившее в силу решение налогового органа нарушает Ваши права, то Вы также имеете право его обжаловать. Такая жалоба может быть подана Вами в течение одного года с момента вынесения налоговым органом обжалуемого решения .
Важно, что если Вы пропустили этот годичный срок, то он не подлежит восстановлению. Жалоба на вступившее в силу решение подается непосредственно в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС России по Кемеровской области, расположенное по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 70.
Особо обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2009 года начнет действовать обязательный претензионный (досудебный) порядок урегулирования налоговых споров. Обжаловать в суд решение по итогам налоговой проверки налогоплательщику можно будет только после прохождения стадии досудебного обжалования решения Инспекции в вышестоящем органе. Таким образом, с 2009г. вводится обязательный досудебный порядок рассмотрения налоговых споров , а в настоящее время – добровольный, т.е. по желанию налогоплательщика.
В том случае, если вы считаете, что какие – то иные акты налогового органа ненормативного характера (например, Требование об уплате налога, пени и налоговой санкции, Решение о взыскании налога, пени и налоговой санкции за счет денежных средств или за счет иного имущества, Решение об отказе произвести зачет/возврат, Решение об отказе в применении упрощенной системы налогообложения, Решение о проведении выездной налоговой проверки и т.п.), а также действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают Ваши права, то Вы также можете обратиться с жалобой. Такая жалоба подается непосредственно в Управление ФНС России по Кемеровской области в течение 3 месяцев со дня, когда Вы узнали, что налоговый орган нарушил Ваши права .
Важно, что в случае пропуска по уважительной причине указанного трехмесячного срока, этот срок по Вашему заявлению может быть восстановлен Управлением.
Срок для рассмотрения Управлением ФНС России по Кемеровской области любой жалобы составляет 1 месяц. Данный срок может быть продлен на 15 рабочих дней. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе об этом сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Обращаем Ваше внимание, что любая жалоба физического лица, поданная на акт налогового органа ненормативного характера, действие или бездействие его должностных лиц подписывается самим физическим лицом, подающим жалобу, или уполномоченными представителем этого лица с приложением нотариально заверенной доверенности на представительство.
Любая жалоба юридического лица подписывается руководителем организации либо уполномоченным представителем с приложением оригинала или надлежащим образом заверенной копии доверенности на представительство (гл. 4 НК РФ).
Для формулирования четкой и обоснованной позиции в поддержание своих доводов Вы можете приложить к жалобе в качестве доказательств любые документы, а также арбитражную практику, письма или разъяснения Министерства финансов, подтверждающие Ваши доводы.
Управлени ФНС России по Кемеровской области
Начать дискуссию