Земельный налог — 2008

Являются ли плательщиками земельного налога организации и индивидуальные предприниматели, которые владеют земельными участками, но права которых на эти участки не зарегистрированы?

Являются ли плательщиками земельного налога организации и индивидуальные предприниматели, которые владеют земельными участками, но права которых на эти участки не зарегистрированы?

Земельный налог уплачивают организации и физические лица, владеющие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Плательщиками земельного налога также являются индивидуальные предприниматели в отношении земельных участков, предоставленных на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и используемых как в предпринимательской деятельности, так и в личных целях.

В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса сказано, что права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ (далее — Закон № 122-ФЗ).

Многие налогоплательщики ошибочно полагают, что если права на земельные участки не оформлены и соответствующие правоудостоверяющие документы не получены, то уплачивать земельный налог не нужно. Эта проблема возникла в связи с тем, что госрегистрация прав на земельные участки началась только после вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Правда, земельные участки активно предоставлялись и до этого момента.

Глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса была введена в действие Федеральным законом от 29.11.2004 № 141-ФЗ (далее — Закон № 141-ФЗ). В пункте 4 статьи 8 данного закона предусмотрено, что при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании:

— государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных до вступления в силу Закона № 122-ФЗ. Перечисленные документы имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
— актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Итак, основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются не только документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного (наследуемого) владения, но и акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления о предоставлении земли.

Если земельные участки были предоставлены после введения в действие Закона № 122-ФЗ на основании актов названных органов и права на них не зарегистрированы, то факт отсутствия такой регистрации не освобождает владельца земли от уплаты земельного налога. Поэтому за земельный участок, полученный в постоянное (бессрочное) пользование на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, земельный налог уплачивается в общем порядке (см. письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82).

Кроме того, отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ (постановление от 09.01.2002 № 7486/01), рассматривая дело налогоплательщика, не имеющего документов на землю, но обязанного уплачивать земельный налог в соответствии с Законом РФ от 11.10.91 № 1738-1 (фактически утратил силу с введением в действие главы 31 НК РФ).

При установлении фактов неуплаты земельного налога в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества налоговые органы применяют меры ответственности, предусмотренные за совершение умышленного налогового правонарушения (п. 3 ст. 122 НК РФ). Штраф в этом случае составляет 40% от неуплаченной суммы налога.

КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ

В каком порядке до налогоплательщиков в 2008 году должна доводиться информация о кадастровой стоимости земельных участков?

В пункте 14 статьи 396 Налогового кодекса установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта данного календарного года.

До 2008 года указанная информация предоставлялась в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В текущем году правила доведения таких сведений изменились. Так, согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ в главу 31 Кодекса, этот порядок теперь устанавливается Правительством РФ. Он был утвержден постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 (далее — постановление № 52), которое вступило в силу 20 февраля 2008 года.

В постановлении № 52 говорится, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее — Роснедвижимость) должны бесплатно предоставлять плательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков. Данные сведения предоставляются в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения и выдаются по письменному заявлению налогоплательщика.

Формат предоставления указанной информации установлен в статье 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон № 221-ФЗ), который вступил в силу с 1 марта 2008 года.

Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц в виде:

— копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости были внесены в государственный кадастр недвижимости;
— кадастровой выписки об объекте недвижимости;
— кадастрового паспорта объекта недвижимости;
— кадастрового плана территории;
— кадастровой справки.

Понятие каждого из перечисленных документов содержится в пунктах 3—6 статьи 14 Закона № 221-ФЗ. Например, кадастровая выписка об объекте недвижимости — это выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Если согласно кадастровым сведениям объект недвижимости, сведения о котором запрашиваются, прекратил существование, любая кадастровая выписка о таком объекте должна содержать информацию о прекращении существования объекта.

Кадастровым паспортом объекта является выписка из государственного кадастра недвижимости, содержащая сведения об объекте недвижимости, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кадастровый план территории представляет собой план кадастрового квартала или иной территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической и текстовой формах воспроизведены все запрашиваемые сведения.

Кадастровая справка — это систематизированный свод кадастровых сведений об объектах недвижимости, расположенных на указанной в соответствующем запросе территории, или их отдельных видах.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения предоставляются в срок не более десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (п. 8 ст. 14 Закона № 221-ФЗ). Исключение — сведения, выдаваемые в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок. Срок предоставления таких сведений не должен превышать 15 или 30 рабочих дней соответственно со дня получения органом кадастрового учета запроса.

В государственном кадастре недвижимости могут отсутствовать запрашиваемые сведения. В подобной ситуации орган кадастрового учета выдает в письменной форме обоснованное решение об отказе в их предоставлении либо направляет уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. На это отводится не более пяти рабочих дней со дня получения данным органом запроса. Так сказано в пункте 9 статьи 14 Закона № 221-ФЗ.

Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения должны размещаться на официальном интернет-сайте Роснедвижимости. Указанная обязанность предусмотрена в пункте 2 постановления № 52.

У организации отсутствует информация о кадастровой стоимости принадлежащего ей земельного участка, так как результаты кадастровой оценки земли не были утверждены до 1 марта текущего года. Как рассчитать земельный налог (авансовые платежи) и представить налоговую декларацию (расчет)? В каком порядке исчисляется земельный налог, если изменилась кадастровая оценка земельного участка?

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 НК РФ налоговой базой для исчисления земельного налога признается кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Результаты оценки утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, определяемом Правительством РФ (п. 14 ст. 396 НК РФ). Соответствующий порядок был утвержден постановлением № 52. С момента вступления в силу названного постановления (с 20 февраля 2008 года) сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу самостоятельно в отношении каждого земельного участка на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Основанием является пункт 3 статьи 391 НК РФ.

Если результаты кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 1 января календарного года не утверждены до 1 марта этого года, то в отношении таких участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до утверждения их кадастровой стоимости. По ним после окончания налогового (отчетного) периода организация представляет в налоговую инспекцию нулевую налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам). В дальнейшем после утверждения кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик сдает уточненную налоговую декларацию за этот период.

Возможна ситуация, когда результаты кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но до сведения организации кадастровая стоимость участка не доведена. Тогда налогоплательщик также обязан представить в налоговые органы нулевую налоговую декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земли — уточненную налоговую декларацию.

В течение налогового периода налоговая база по земельному налогу не корректируется. Исключение — случаи, когда кадастровая стоимость земельных участков изменилась из-за исправления технических ошибок или вынесения решения судебного органа. Такие изменения следует учитывать при определении налоговой базы в данном налоговом периоде.

Допустим, изменение кадастровой стоимости земельного участка вызвано переводом земель из одной категории в другую, сменой вида разрешенного использования земельного участка. Подобное изменение учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу только в следующем налоговом периоде.

УЧАСТОК В ДВУХ МУНИЦИПАЛИТЕТАХ

Как рассчитать земельный налог, если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований?

Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Это установлено в пункте 1 статьи 389 НК РФ. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ в главу 31 Налогового кодекса были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2008 года. В частности, был конкретизирован порядок исчисления земельного налога по земельным участкам, проходящим по территории нескольких муниципальных образований.

Теперь налоговая база по земельному участку, находящемуся на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию. Об этом говорится в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

В отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налоговая база рассчитывается как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

По таким объектам сумма земельного налога исчисляется как произведение налоговой базы, определенной для соответствующей доли земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории того муниципального образования, где расположена данная доля земельного участка. Сумма земельного налога, рассчитанная в таком порядке, подлежит перечислению в бюджет соответствующего муниципального образования.

ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Должна ли она применять повышающие коэффициенты при расчете земельного налога и с какого момента?

О необходимости применять повышающие коэффициенты при исчислении земельного налога говорится в пунктах 15 и 16 статьи 396 НК РФ, которые с 1 января 2008 года действуют в новой редакции.

Теперь в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) в собственность организацией или физическим лицом на условиях осуществления на нем жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, сумма земельного налога (авансовых платежей) рассчитывается с учетом коэффициента 2. Этот коэффициент применяется в течение трех лет строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В дальнейшем, если период строительства превысит три года, земельный налог (авансовые платежи) по такому земельному участку придется исчислять с учетом коэффициента 4 вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В случае завершения жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект до истечения трехлетнего срока строительства сумма земельного налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается излишне уплаченной. Она подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общем порядке.

Отдельные правила предусмотрены по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства (п. 16 ст. 396 НК РФ). Указанная категория налогоплательщиков рассчитывает земельный налог (авансовые платежи) с учетом коэффициента 2. Коэффициент применяется по истечении десяти лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Итак, в пунктах 15 и 16 статьи 396 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2008 года, прописано, что повышающие коэффициенты нужно использовать начиная с даты государственной регистрации права на такой земельный участок. До 2008 года в названных пунктах Налогового кодекса был установлен иной период, с которого следовало применять эти коэффициенты. Так, в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), налог и авансовые платежи по нему исчислялись с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект. Началом периода проектирования и строительства признавалась дата начала работ, связанных с проектированием.

В Законе № 141-ФЗ, который ввел в действие главу 31 Кодекса, также предусмотрены специальные нормы. В пункте 3 статьи 8 данного закона установлено, что действие пунктов 15 и 16 статьи 396 НК РФ распространяется на правоотношения по налогообложению земельных участков, приобретенных в собственность физическими или юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного и индивидуального жилищного строительства после вступления в силу Закона № 141-ФЗ, то есть после 1 января 2005 года. Поэтому повышающие коэффициенты следовало применять при исчислении земельного налога по таким земельным участкам, предоставленным после 1 января 2005 года.

С 1 января 2008 года повышающие коэффициенты применяются с даты государственной регистрации прав на земельные участки, предоставленные для жилищного строительства. Как и до 2008 года, эти коэффициенты используются вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. 3 ст. 2 Закона № 122-ФЗ).

Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания (п. 1 ст. 25 Закона № 122-ФЗ).

Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества (если для строительства данного объекта в соответствии с законодательством РФ не требуется выдачи разрешения на строительство) согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона № 122-ФЗ являются:

— документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание. Если для строительства объекта недвижимости не требуется выдачи разрешения на строительство, указанным документом является декларация об объекте недвижимого имущества (утверждена приказом Минэкономразвития России от 15.08.2006 № 232);
— правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

САДОВО-ОГОРОДНИЧЕСКИЕ ТОВАРИЩЕСТВА

В течение календарного года члены садово-огороднического товарищества приобретали в собственность земельные участки. Какую кадастровую стоимость должно указывать садово-огородническое товарищество при заполнении деклараций (расчетов по авансовым платежам) по земельному налогу за данный налоговый период?

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым считается земельный участок, разделенный на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок.

Порядок предоставления земельных участков садоводческим и огородническим товариществам установлен в статье 14 Федерального закона от 15.04.98 № 66-ФЗ. После государственной регистрации садоводческого или огороднического товарищества такому объединению земельный участок предоставляется бесплатно в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого товарищества и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого (огороднического) товарищества предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого товарищества с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого (огороднического) товарищества.

Таким образом, земельный участок, предоставленный садово-огородническому товариществу, является делимым. Если из такого участка выделен земельный участок, который приобретен в собственность членом данного товарищества, то образуются два новых земельных участка.

Права на вновь образованные земельные участки подлежат государственной регистрации в порядке, определенном в Законе № 122-ФЗ. При этом право садово-огороднического товарищества на прежний земельный участок прекращается при государственной регистрации прав на вновь образованный земельный участок.

При возникновении в течение налогового (отчетного) периода у садово-огороднического товарищества права на вновь образованный земельный участок, который возник в результате разделения прежнего земельного участка, товарищество должно представить в налоговый орган налоговые декларации по обоим земельным участкам. В налоговых декларациях указывается кадастровая стоимость, установленная соответственно для прежнего и вновь образованного земельных участков.

На вопросы отвечала Н.В. Голубева, советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса, Управление налогообложения ФНС России

Начать дискуссию