Муниципальное унитарное предприятие размещается на 1 этаже 4-х этажного жилого дома. До 01.01.2007 предприятие уплачивало арендную плату за землю. В настоящее время произведено межевание земельного участка и соответственно он стал общедолевой собственностью всех собственников помещений в данном доме. Помещение закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. Какой вид платежа на землю должно уплачивать унитарное предприятие – налог или аренду?
Ответ:
В соответствии с Вашим обращением муниципальное унитарное предприятие занимает помещение на праве хозяйственного ведения. При этом все собственники помещений в здании после проведения межевания земельного участка получили право общедолевой собственности на указанный земельный участок.
Налогоплательщиками земельного налога согласно ст. 388 НК Р Федерации признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. При этом налогоплательщиками земельного налога не признаются организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В существующей застройке земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации. При этом обращаем внимание на то, что порядок перехода права пользования земельным участком, занятым зданием, часть которого передана организации в хозяйственное ведение, в настоящее время не определен существующими нормативными документами.
На основании п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Таким образом, основанием для взимания земельного налога является правоустанавливающий документ на земельный участок, т.е. зарегистрированное в установленном порядке право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования.
Следует иметь в виду, что на основании ст.20 Земельного кодекса в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Принимая во внимание указанное положение Земельного кодекса, земельные участки не могут быть предоставлены муниципальным унитарным предприятиям в постоянное (бессрочное) пользование.
Учитывая содержание Вашего обращения, а также изложенные нормы законодательства за долю земельного участка, приходящуюся на помещение муниципального унитарного предприятия, должна взиматься арендная плата. Данная позиция соответствует письму Министерства финансов Российской Федерации от 07.04.2005 №03-06-02-04/19.
Начать дискуссию