Об эффективности и целесообразности досудебного урегулирования налоговых споров

В настоящее время в рамках реализации в Российской Федерации административной реформы, идет формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством, в том числе и за счет совершенствования административных процедур.

В настоящее время в рамках реализации в Российской Федерации административной реформы, идет формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством, в том числе и за счет совершенствования административных процедур.

В этих условиях происходит и совершенствование работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров в 2006 и 2007 гг. свидетельствуют о динамичной реализации поставленной задачи. Все больше заявителей отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора, а не обращаются сразу в суд.

Так, в 2007 году Управлением по Красноярскому краю рассмотрено более одной тысячи жалоб (1096). При этом темп роста составляет 68% и данная тенденция сохраняется. Более 50% (2007 год - 55%, первый квартал 2008 года - 51%) требований налогоплательщиков по результатам рассмотрения жалоб удовлетворяется. В сравнении с 2006 годом количество удовлетворенных жалоб увеличилось в 2007 году на 18%, в первом квартале 2008 года на 14%.

Приведенные данные опровергают скептическое мнение о том, что налогоплательщики не обращаются с жалобами потому, что вышестоящие налоговые органы редко отменяют решения своих подчиненных.

Следует отметить, что совершенствование работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров направлено, в том числе и на уменьшение количества налоговых споров в арбитражных судах.

Так, по результатам работы 2007 года и первого квартала 2008 года число жалоб рассмотренных в досудебном порядке Управлением по Красноярскому краю, практически равно числу заявлений предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами. Следовательно, центр тяжести по рассмотрению налоговых споров из судебных инстанций перемещается в Федеральную налоговую службу.

Таким образом, приведенные показатели в целом позволяют сделать вывод об эффективности досудебного урегулирования налоговых споров.

Говоря о досудебном урегулировании налоговых споров необходимо сказать, что этот термин многие понимают по-разному. Досудебное урегулирование налогового спора это комплекс предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых налоговыми аудиторами в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров включает в себя две стадии. Первая стадия - временной промежуток между актом и решением налоговой инспекции, в который налогоплательщик может представить письменные возражения. Вторая - между решением и судом, это период, в течении которого у налогоплательщика имеется возможность обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган.

Если говорить о первой стадии, то надо сказать, что это возможность реализации процедуры обжалования уже с момента принятия налоговым органом акта и начала реализации действий, нарушающих права налогоплательщика, которые гарантированы Конституцией Российской Федерации.

Дожидаться окончания нарушения собственных прав (выражающихся, например, в неправомерном начислении и взыскании сумм налоговых платежей) налогоплательщик не должен и может обжаловать факты, изложенные в акте проверки, которые по мнению налогоплательщика нарушают его права, путем направления возражений.

Надо отметить, что возражения могут быть представлены в течении 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки. То есть, фактически у налогоплательщика есть три недели, в большинстве случаев этого времени достаточно для представления возражений.

По существу процедура рассмотрения возражений направлена на то, чтобы сделать встречу плательщика и инспектора не формальной, а результативной, разобраться в сути возникших вопросов.

Хотелось бы обратить внимание еще на один положительный момент. По результатам рассмотрения возражений начальник инспекции, либо его заместитель имеет право назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, целью которых является исключительно проверка доводов налогоплательщика.

Дополнительные мероприятия ни в коей мере не могут означать продолжение или возобновление налоговой проверки. Они могут включать только проверку тех доводов, которые плательщик изложил в своих возражениях. Здесь, кстати, реализован очень важный правовой принцип, а именно: "Реализация возможностей по защите своего права не может привести к ухудшению положения стороны, которая подает жалобу".

Говоря о второй стадии, хотелось бы отметить, что решение налоговой инспекции вступает в силу в течение 10 дней с момента его получения налогоплательщиком. Это означает, что в течение 10 дней налогоплательщик должен решить, соглашаться с решением инспекции или обжаловать его.

Если выбран второй вариант, то у налогоплательщика есть право до вступления решения в законную силу обратиться с апелляционной жалобой. В этом случае обжалуемое решение не вступает в законную силу до момента вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы.

При этом Управление может отменить решение инспекции или утвердить его полностью или частично. Таким образом, срок вступления в силу решения инспекции по налоговой проверке отодвигается: оно начнет действовать только после вынесения "вышестоящего" вердикта.

Следует заметить, что апелляционная жалоба подается не на прямую, а через инспекцию, принявшую решение. То есть, если вы жалуетесь на инспекцию, жалобу необходимо направлять в инспекцию. А перенаправить вашу жалобу в Управление, это обязанность инспекции. В результате нижестоящая инспекция будет знать, что ее решение обжаловано, и, соответственно, не вступило в законную силу.

Вместе с тем следует сказать и о другой стороне медали.

Как известно, налогоплательщики бывают разные. Некоторые могут воспользоваться правом подачи апелляционной жалобы для того, чтобы просто оттянуть срок выполнения решения. И попытаться в это время скрыть свои активы или вообще "раствориться" (например, фирмы-однодневки).

Надо сказать, что процедура досудебного урегулирования направлена, прежде всего, на устранение внутриведомственных ошибок. Следовательно, если недобросовестные налогоплательщики рассчитывают на отмену актов налоговых органов, по каким либо основаниям, в том числе и по формальным признакам, то надо помнить о том, что противоправность действий налогоплательщиков дает основания налоговым органам воспользоваться правом проведения выездных налоговых проверок, в том числе и повторных.

Кроме того, противоправные действия налогоплательщиков дают повод для их отнесения к разряду проблемных, в отношении которых будет решаться вопрос о проведении контрольных мероприятий.

В заключении хочется сказать, что процедура досудебного урегулирования налоговых споров, направлена на устранение ведомственных нарушений, формирования правоприменительной практики, устранение противоречий норм действующего законодательства. Таким образом, осуществляя данную процедуру, налоговые органы повернулись лицом к добросовестным налогоплательщикам.

Отдел налогового аудита
Управления ФНС России по Красноярскому краю

Начать дискуссию