Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу.

Информационное обеспечение деятельности налоговых органов является одним из условий осуществления ими эффективного налогового контроля. В целях формирования полной и достоверной информации, необходимой для осуществления мероприятий налогового контроля, Налоговый кодекс РФ содержит ряд норм, обязывающих тех или иных лиц предоставлять налоговым органам определенную информацию.

Ответственность за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые это лицо должно сообщить налоговому органу предусмотрена ст. 129.1 Налогового кодекса РФ.
Субъектом указанного в статье 129.1 правонарушения является неограниченный круг лиц, не являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами. Что касается налогоплательщиков и налоговых агентов, то их аналогичные деяния содержат объективную сторону самостоятельного состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Кодекса.

Для определения круга лиц, могущих быть привлеченными к ответственности по данной статье, следует определить, на кого, помимо налогоплательщиков и налоговых агентов, Налоговым кодексом возложена обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения. Первой частью Налогового кодекса обязанность сообщать определенные сведения возложена на лиц, указанных в статьях 78 (п. 2), 85 и 86 Кодекса. Однако банки, обязанные в соответствии со статьей 86 Кодекса сообщать сведения об открытии или закрытии счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, несут ответственность, предусмотренную статьей 132 НК, а, следовательно, они не могут быть субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 129.1. Обязанность сообщать налоговым органам те или иные сведения содержится и во второй части Кодекса. Так, статья 362 (п. 4 и п. 5) закрепляет обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, сообщать налоговым органам сведения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства. Статья 375 (п. 2) Кодекса предусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированных организаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, сообщать в налоговый орган сведения об инвентаризационной стоимости каждого объекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что лицо, обязанное сообщать налоговым органам определенные сведения, неправомерно не сообщает эти сведения (сообщает их несвоевременно). Неправомерным можно считать несообщение сведений, которые в соответствии с Кодексом эти лица должны сообщать. Рассматривая комментируемую статью, следует обратить внимание, что в отличие от пункта 2 статьи 126 Кодекса обязанность сообщения сведений, нарушение которой влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1, является безусловной, то есть, возникает без какого – либо дополнительного запроса со стороны налогового органа. Следовательно, совершенным данное правонарушение будет считаться лицо, которое в установленный Кодексом срок не сообщило определенные сведения налоговому органу, что позволяет сделать вывод, что указание в скобках на «несвоевременное сообщение» нужно рассматривать не как особый вид объективной стороны правонарушения, а как уточнение термина «неправомерное несообщение». Следует обратить внимание, что последующее (после пропуска срока) выполнение лицом своих обязанностей по информированию налогового органа не может рассматриваться в качестве меры, исключающей возможность привлечения его к ответственности по статье 129.1, поскольку правонарушение к тому времени считается уже совершенным.

Таким образом, для формирования объективной стороны рассматриваемого правонарушения необходимо установить факт нарушения срока представления информации. Сроки, в течение которых лицо должно сообщить налоговому органу необходимые сведения, указаны в тех нормах, которыми определяется сама обязанность информирования налоговых органов.

Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью. Законодатель полагает, что степень общественной опасности данного правонарушения не зависит от того, умышленно или нет обязанное лицо не обеспечило налоговый орган необходимой информацией.

Пункт второй рассматриваемой статьи содержит квалифицирующий признак правонарушения. В данном пункте таким квалифицирующим признаком признается повторность совершения деяний, предусмотренных пунктом первым статьи 129.1, в течение календарного года.

Юридический отдел
УФНС России по Республике Тыва

Начать дискуссию