В результате аграрной реформы 1992-1994 годов сельскохозяйственные угодья переданы работникам действующих на тот момент сельскохозяйственных организаций в совместную (долевую) собственность.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельского хозяйства как гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, так и сельскохозяйственными предприятиями, производственными кооперативами и другими организациями.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обладатель долевой собственности на земельный участок вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный капитал юридического лица или распорядиться земельной долей иным образом, с соблюдением правил, установленных действующим законодательством.
Однако необходимо иметь в виду, что использовать землю по ее целевому назначению, в том числе совершать вышеуказанные действия, возможно только при обладании земельным участком, но не земельной долей. А для этого необходимо выделить земельный участок на местности (в натуре).
В соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственник земельной доли вправе требовать выдела земельной доли для любых целей, например, если он в дальнейшем собирается продать полученный земельный участок. При этом площадь выделяемого земельного участка должна составлять не менее 200 га.
По действующему законодательству согласия других собственников земельных долей на выдел земельной доли не требуется, но необходимо согласование с ними местоположения выделяемого земельного участка, поскольку сами по себе доли никак к местности не привязаны, известен только их размер с учетом качества земли, выраженный в баллогектарах.
Для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок собственник должен известить в письменной форме о намерении выделить земельный участок всех остальных сособственников или опубликовать сообщение об этом в средствах массовой информации. При этом необходимо указать предполагаемое местоположение выделяемого земельного участка. Если рыночная стоимость выделяемого земельного участка (в расчете на единицу его площади) превышает рыночную стоимость оставшегося после выдела земельного участка (также рассчитанную на единицу площади), то собственник выделенного земельного участка также обязан известить всех остальных сособственников в письменной форме или опубликовать в средствах массовой информации размер компенсации, определенной как произведение площади выделяемого земельного участка и разницы в рыночной стоимости выделяемого и оставшегося земельных участков.
Если в течение месяца со дня надлежащего уведомления собственников о намерении выделить земельный участок не поступят возражения от других собственников долевой собственности, предложение о местоположении земельного участка и размере компенсации (при наличии) считается согласованным.
После согласования необходимо провести межевание выделяемого земельного участка и постановку его на кадастровый учет.
Межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.
Работы по межеванию проводятся специализированными геодезическими и картографическими организациями, имеющими лицензию на проведение землеустройства, по заявлению собственника земельной доли.
В ходе межевания земель осуществляются подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов, полевое обследование границ размежевываемого земельного участка с оценкой состояния межевых знаков, составляется технический проект (задание) межевания земель, уведомляются собственники, владельцы и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ, согласовываются и закрепляются на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых земельных участков и т.д.
По завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело.
В данном случае межевание земель проводится не только в целях формирования землеустроительного (межевого) дела для дальнейшего оформления земельного участка и постановки его на кадастровый учет, но и позволяет уточнить местоположение земельного участка, его границ на местности.
Следующим этапом в оформлении земельного участка является его постановка на кадастровый учет.
Для этого необходимо подать в филиал кадастровой палаты по месту нахождения земельного участка заявку, приложив к ней документы, из которых сведения о земельном участке вносятся в реестр земель. Перечень документов можно уточнить перед подачей заявки у специалиста кадастровой палаты.
По итогам проведения кадастрового учета заявителю выдается кадастровый план земельного участка - документ, содержащий в себе основные характеристики земельного участка:
- кадастровый номер;
- наименование (землепользование или единое землепользование);
- местоположение (как правило, указывается относительно объекта недвижимого имущества, выбранного за ориентир и расположенного в границах участка либо за ними);
- категория земель, разрешенное использование;
- площадь;
- особые отметки;
- цель предоставления.
Законодательством установлен срок проведения учета - 1 месяц.
Кадастровый учет проводится на бесплатной основе, оплачивается только документирование сведений, то есть их перенос с различных видов носителей информации в выдаваемый вам документ - кадастровый план.
После постановки земельного участка на кадастровый учет заключительным этапом является регистрация права собственности на земельный участок в Управлении Федеральной регистрационной службы.
Свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок – гарантия признания прав на земельный участок с присущими только ему характеристиками (кадастровый номер, границы, площадь и т.д.), которая позволит собственнику совершать с участком любые сделки в рамках действующего законодательства.
С.В. Симонова, начальник отдела ресурсных, имущественных
и прочих налогов УФНС России по Оренбургской области
Начать дискуссию