11 августа 2008 года на базе Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области проведено совместное совещание Управления и Администрации Новгородской области по вопросу совершенствования взаимодействия налоговых органов с Администрацией области, администрациями городских округов и муниципальных районов Новгородской области.
На совещании присутствовали представители экономического комитета, комитета финансов Администрации Новгородской области, Управлений Роснедвижимости и Росрегистрации Новгородской области, УВД Новгородской области, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области, главы городов и муниципальных образований, начальники межрайонных инспекций ФНС России по Новгородской области.
Открыл совещание Губернатор Новгородской области С.Г.Митин. Во вступительном слове он осветил динамику поступлений в бюджетную систему Новгородской области, в формировании которой есть немалая заслуга налоговых органов, а также определил круг проблемных вопросов, возникающих при взаимодействии налоговых органов и структур власти.
Руководитель УФНС России по Новгородской области Н.П. Левандовская в своем выступлении указала, что налоговые органы обладают значительными информационными ресурсами, на основании которых формируется большое количество налоговой статистической отчетности по разным направлениям деятельности. В муниципальные образования ежемесячно представляется обширный информационный ресурс и ежегодно отчеты по налогооблагаемой базе в разрезе налогов, которые должны эффективно использоваться местными органами власти.
Следует учитывать, что налоговые органы являются администраторами доходов по 221 местному бюджету. Каждая из Межрайонных ИФНС администрирует по нескольку десятков местных бюджетов. Налоговая инспекция ведет учет по каждому налогоплательщику, в разрезе каждого налога по каждому поселению. Общее количество открытых налоговых обязательств по области составляет 1,2 млн. рублей.
Так же на совещании выступили заместитель руководителя УФНС России по Новгородской области Т.А. Екимова, заместитель главы Администрации Новгородской области А.Ф.Габитов, заместитель председателя комитета финансов Администрации области Г.Н.Питерова, заместитель руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области Е.А.Попова, руководитель Управления Роснедвижимости по Новгородской области Е.А.Комлев, заместитель главы Администрации Великого Новгорода - председатель комитета финансов Администрации Великого Новгорода- Красновидова Е.В., начальник Межрайонной ИФНС Росси №7 по Новгородской области Е.В.Жукова.
Налоговые органы представляют местным органам власти информацию о начисленных и уплаченных налогах и сборах, а также суммах задолженности по ним в виде информационного массива, сформированного в соответствии с утвержденными структурой и форматом, который не позволяет идентифицировать налогоплательщика, и не нарушает требований ст. 102 НК РФ. Передача информации осуществляется только в электронном виде. Состав данных информационного массива «Расчеты с бюджетом» содержит сведения о расчетах налогоплательщика с бюджетом и состоит из пяти блоков. Заместителем руководителя УФНС России по Новгородской области Екимовой Т.А. дана подробная характеристика каждого блока информации.
Главам муниципальных образований подробно представлена структура отчетов, направляемых в комитет финансов Администрации Новгородской области: 1-НМ «Отчет о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ», 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ», 5-ЕНВД «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому налогу на вмененный доход», 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам».
В виду того, что пунктом 12 ст. 396 НК РФ за муниципальными образованиями закреплена обязанность предоставления ежегодно сведений о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения земельным налогом, на совещании был рассмотрен вопрос об исполнении органами местного самоуправления данной нормы налогового законодательства.
В текущем году не представили вышеуказанные сведения 2 муниципальных образования и 45 поселений. Некоторыми муниципальными образованиями сведения представлены не по утвержденной форме. Из-за невозможности идентифицировать налогоплательщика и земельные участки налоговые инспекции области не имеют возможности исчислить и предъявить физическим лицам налога на землю, в результате чего данный налог недопоступает в бюджеты муниципальных образований.
Губернатор Новгородской области С.Г.Митин указал не недопустимость данных фактов и вынес предложение о представлении вышеуказанных сведений в кратчайшие сроки. Причем, данный вопрос будет находиться на постоянном контроле в Администрации области.
Были рассмотрены проблемные вопросы, связанные с налогообложением земельных участков под многоквартирными домами. Управление, в целях обеспечения поступления в бюджеты муниципальных образований земельного налога в полном объеме, выступило с предложениями муниципальным образованиям ускорить процесс определения ТСЖ и ЖСК, совместно с ГОУП «Новтехинвентаризация», доли каждого собственника в общем имуществе многоквартирного дома.
Также были подняты проблемы, возникающие при налогообложении имущества физических лиц. Так как плательщиками налога на имущество физических лиц являются собственники помещений, строений и сооружений, выпадают из-под налогообложения данным налогом физические лица, которые осуществили строительство жилого дома, подвели все коммуникации, но не зарегистрировали право собственности на объект. Потери бюджета в данном случае довольно значительные. Вынесено предложение муниципальным образованиям принять меры по отношению к физическим лицам, не регистрирующим право собственности и уклоняющихся от уплаты налога.
Освещены проблемы налогообложения физических лиц. Налог на доходы физических лиц является основным бюджетообразующим налогом. Муниципальные образования должны быть заинтересованы в поступлении в бюджет НДФЛ от организаций, имеющих обособленные подразделения, которые обязаны перечислять налога по месту нахождения каждого обособленного подразделения, а также в выявлении на территории муниципального образования вновь созданных обособленных подразделений организаций, имеющих стационарные рабочие места.
Одной из трудновыявляемой категорий налогоплательщиков являются физические лица, сдающие имущество в аренду. Такие договора нигде не регистрируются, в некоторых случаях совсем не составляются. Управлением вынесено предложение поселениям сообщать в налоговые органы сведения о гражданах, сдающих имущество в аренду, для привлечения их к декларированию и уплате налога в бюджет.
На совещании были освещены вопросы о работе налоговых органов по легализации налоговой базы (легализация заработной платы, работа с убыточными предприятиями), о формировании государственных реестров и предоставления сведений из них.
Администрацией Новгородской области перед главами муниципальных образований были поставлены конкретные задачи, выполнение которых способствует наполнению доходной части бюджетов.
Поставлена задача руководству каждого района - проанализировать бюджетную эффективность предприятий, расположенных на территории района, провести с ними адресную работу, и довести показатель до 7-10%.
Необходимо на постоянной основе взаимодействовать с налоговыми органами, в том числе в рамках работы комиссий по легализации «серой» заработной платы и усилению налоговой дисциплины организаций.
В целях повышения собираемости налога на доходы физических лиц, проводить работу с предприятиями, выплачивающими заработную плату ниже средней по отрасли, ниже прожиточного минимума. Проводить анализ поступлений налога на прибыль организаций и активизировать работу по повышению его собираемости.
Каждому муниципальному образованию следует проводить активную работу по уточнению налогооблагаемой базы по местным налогам (земельный налог, налог на имущество физических лиц) во взаимодействии с налоговыми и иными территориальными федеральными органами, полно и эффективно использовать имеющийся экономический потенциал для развития области и каждого ее муниципального образования.
Также на совещании были рассмотрены вопросы организации проведения кадастровой оценки земли в целях исчисления земельного налога, и вопросы взаимодействия органов государственной статистики с органами местного самоуправления по обеспечению официальной статистической информацией.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
УФНС России по Новгородской области
Начать дискуссию