О работе налоговых органов области по легализации налоговой базы
Одним из важных направлений деятельности налоговых органов в последнее время стала работа по легализации налоговой базы. Это целый комплекс организационных мероприятий, проводимых с участием налогоплательщиков.
По данным Росстата, доля скрытой оплаты труда на протяжении последних нескольких лет имела тенденцию к росту. Снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, в том числе снижение с 1 января 2005 г. налоговой ставки ЕСН с 35,6 до 26%, не привело к существенному расширению налоговой базы и уменьшению доли скрытой оплаты труда.
Данные обстоятельства потребовали новых методов работы, которые позволили в 2006-2007 годах снизить долю скрытой оплаты труда. ФНС России инициировала создание комиссий по легализации теневой заработной платы, как в налоговых органах, так и при администрациях области, городов и районов области.
Главной задачей комиссии - не повышение заработной платы, а обеспечение достоверности налоговой базы. Наша работа с налогоплательщиками в рамках комиссий построена на изучении и анализе их финансово-хозяйственной деятельности и определении круга плательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности, сложившейся в среднем в районе.
В ходе работы учитываются объективные условия деятельности конкретных организаций, не позволяющие работодателям выплачивать более высокую заработную плату (бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации).
При анализе финансово-хозяйственной деятельности межрайонные ИФНС используют сведения Федеральной службы государственной статистики по Новгородской области о средней заработной плате по предприятиям среднего, крупного бизнеса и отдельно малого бизнеса, что позволяет при формировании списков дифференцировать работодателей по категориям, с численностью до 50 человек и более.
В текущем году в зоне риска оказалось около 1,7 тыс. налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли, или 11 % от числа представляющих отчетность. По сравнению с прошлым годом количество таких организаций сократилось более чем на 600 единиц.
Основные отрасли экономики, в которых наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы - оптовая (8,6%) и розничная (35%) торговля, строительство (10%), обрабатывающие производства (16,4), транспорт и связь (6,8), оказание операций с недвижимым имуществом (5,6).
За 7 месяцев текущего года все налогоплательщики, находящиеся в зоне риска, приглашены на комиссию в районах области, рассмотрены - 1486 (87,4%) работодателей, не явились на заседания комиссий – 200 (11,8%).
Более 60% налогоплательщиков за этот период увеличили налоговую базу за счет повышения заработной платы до среднего уровня по отрасли.
Уровень реагирования налогоплательщиков в каждом районе области различен.
Наибольшая доля налогоплательщиков, повысивших заработную плату до среднего уровня по ВЭД и выше, от числа заслушанных зафиксирована в Холмском (71%), Окуловском (67%), Маловишерском (67%), Парфинском (65), Чудовском (64%), Боровическом (62%) муниципальных районах, в Великом Новгороде (63%), наименьшая – в Поддорском (20%), Мошенском (25%), Демянском (34%), Маревском (40%), Крестецком (52%), Шимском (56%), Старорусском (56%), Новгородском (56%).
В результате проведенной работы увеличились темпы роста фонда заработной платы. Например, в 2006 - 2007 гг. темп роста ФЗП составлял 117,6%. На 2008 г. рост фонда заработной платы прогнозировался на уровне 120%. Однако уже за 5 месяцев текущего года, по данным статистики, он составил 128%.
Одновременно отмечается высокий рост поступлений НДФЛ и ЕСН. За 6 месяцев 2008 г. темп роста поступлений по НДФЛ к соответствующему уровню 2007 года составил 138%, по ЕСН – 129,6%.
Легализация заработной платы оказывает существенное влияние и на легализацию трудовых отношений - это прежде, всего социальные гарантии граждан: возможность заявить социальные и имущественные вычеты, получить пенсионное и социальное обеспечение. То есть эффект работы комиссий - это еще и социальные гарантии государства.
Начальник отдела
единого социального
налога Волкова Л.Т.
Начать дискуссию