Об особенностях уплаты ЕСН

Возможен ли зачет излишне уплаченных сумм единого социального налога в счет уплаты налога на прибыль?

Возможен ли зачет излишне уплаченных сумм единого социального налога в счет уплаты налога на прибыль?

С 1 января 2008 года изменились правила зачета переплаты по налогам (изменения внесены в п. 1 ст. 78 НК РФ Федеральным законом от 27.07.06 № 137-ФЗ).

До 2008 года излишне уплаченную сумму налога можно было зачесть в счет будущей уплаты налога того же бюджета. Так, например, переплату по налогу на прибыль в федеральный бюджет можно было зачесть в счет уплаты налогов в федеральный бюджет (НДС, ЕСН, водный налог и т.д.) и наоборот. налог на прибыль, направленный в региональный бюджет, можно было зачесть в счет предстоящей уплаты налогов в региональный бюджет (налог на имущество организаций, транспортный налог).

Начиная с 1 января 2008 г. порядок зачета излишне уплаченных сумм (налогов, сборов, пеней, штрафов) поменялся. Он производится по соответствующим видам налогов и сборов (а не бюджетов, как до 2008 года). Федеральные налоги зачитываются в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ).

Например, налог на прибыль организаций является федеральным налогом (п. 5 ст. 13 НК РФ), однако уплачивается в три бюджета: федеральный, краевой и местные (п. 1 ст. 284 НК РФ). Если ранее, например, переплату по налогу на прибыль можно было зачесть в счет недоимки по НДС только в той части, в которой переплата зачислена в федеральный бюджет, то после 1 января 2008 г. в счет погашения недоимки по НДС можно направить всю сумму переплаты по налогу на прибыль, поскольку оба налога являются федеральными.

Обратная ситуация - переплата по налогу на прибыль до 1 января 2008 года можно зачитывалась в счет недоимки по налогу на имущество организаций (в той части, в какой переплата зачислялась в региональный бюджет). После 1 января 2008 года переплату по налогу на прибыль в счет недоимки по налогу на имущество направлять нельзя, поскольку налог на прибыль - федеральный, а налог на имущество организаций - региональный (п. 1 ст. 14 НК РФ).

Следует иметь в виду, что в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ предусмотрено, что новые правила, предусматривающие зачет переплаты по видам налогов, а не бюджетов, вступают в силу с 1 января 2008 года. Следовательно, новые правила зачета применяются в отношении сумм, излишне уплаченных в бюджет уже после 1 января 2008 года. По переплате, образовавшейся до этой даты, применяются ранее действующие правила.

В соответствии с пунктом 6 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого социального налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиком отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как процентная доля налоговой базы.

Согласно пункту 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

На основании вышеизложенного, проведение зачета образовавшихся до 1 января 2008 года сумм излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, возможно в счет исполнения обязанности по уплате налогов, поступающих в федеральный бюджет, в частности в счет налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет.

Проведение зачета образовавшихся после 1 января 2008 года сумм излишне уплаченного единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, возможно в счет налога на прибыль, зачисляемого как в федеральный, так и краевой и местные бюджеты.

Каков порядок оформления результатов камеральных налоговых проверок отчетности по единому социальному налогу с учетом реализации положений статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации?

При рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться письмом ФНС России от 3 декабря 2007 года № ШТ-6-06/925, которым разъяснено следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 Кодекса в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.

Статьей 106 Кодекса понятие налогового правонарушения определено как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Кодексом установлена ответственность.

Согласно пункту 1 статьи 122 Кодекса, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Как установлено статьей 109 Кодекса, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности лишь при наличии события налогового правонарушения и вины, обязанность доказывания которой возложена на налоговый орган.

При применении налогоплательщиком вычетов в сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, происходит не в результате указанных в статье 122 Кодекса действий (бездействия), а в результате неполной уплаты суммы страховых взносов, что не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 122 Кодекса. Таким образом, вышеназванное занижение суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, относится к нарушению законодательства о налогах и сборах, не обладающему признаками налогового правонарушения.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 100 Кодекса в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

В случае если в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки будет установлен факт совершения лицом, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушения законодательства о налогах и сборах, выразившегося в занижении суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, согласно абзацу четвертому пункта 3 статьи 243 Кодекса, принимается решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В указанном случае, в резолютивной части решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указывается доначисленная сумма по единому социальному налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет, а также указывается соответствующая сумма пеней.

В случае если до момента принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик уплатил доначисленную в ходе камеральной налоговой проверки сумму по единому социальному налогу, подлежащую уплате в федеральный бюджет, либо в качестве страхователя уплатил недоимку по страховым взносам за тот же период, то в решении указывается только сумма пеней по единому социальному налогу, подлежащая уплате в федеральный бюджет, рассчитанная по день уплаты налога или страховых взносов.

В случае если после принятия решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки отчетности по единому социальному налогу, страхователем уплачены страховые взносы за тот же период и в связи с данной уплатой представлена уточненная декларация (расчет) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, то налоговый орган в акте, составляемом по результатам проверки данной уточненной декларации, отражает факт уплаты страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» сроки.

Сложение (уменьшение) сумм единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет, в связи с уплатой за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, по результатам проверки уточненных расчетов (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование следует отражать в решении об отказе в привлечении к ответственности.

ФНС России обращает внимание налоговых органов на необходимость проведения тщательной проверки каждого случая представления в ходе камеральных налоговых проверок уточненных налоговых деклараций (расчетов) и деклараций (расчетов) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, влекущих принятие решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

С указанной целью налоговые органы могут воспользоваться правами, предоставленными им пунктом 3 статьи 88 Кодекса и подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Кодекса:

- требовать представить в течение пяти дней необходимые пояснения;

- вызывать налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов в налоговые органы для дачи пояснений (в необходимых случаях).

Указанные права могут быть реализованы путем направления письменного уведомления. Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31.05.2007 №ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах». При этом налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет) (пункт 4 статьи 88 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 1 января 2005 года функции по обеспечению контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляют налоговые органы в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Вместе с тем, полномочия по привлечению страхователей к ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона, налоговым органам не предоставлены.

Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 05.07.2005 № 03-05-02-03/31 при осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование они вправе проводить мероприятия налогового контроля, предусмотренные главой 14 Кодекса.

Указанные нормы реализованы в приказах ФНС России от 02.08.2005 №САЭ-4-05/49дсп «Об утверждении Разъяснений по проведению камеральных проверок отчетности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемой лицами, производящими выплаты физическим лицам» и от 27.06.2005 № САЭ-4-05/28дсп «Об утверждении Разъяснений по проведению выездных налоговых проверок по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, лиц, производящими выплаты физическим лицам».

Выездные налоговые проверки страхователей по вопросам правильности исчисления страховых взносов могут проводиться как отдельно, так и в рамках выездных проверок, в целом по всем налоговым и другим обязательным платежам.

При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 5 статьи 89 Кодекса налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года. В связи с ограничением возможного количества выездных налоговых проверок, считаем нецелесообразным проведение проверок страхователей по вопросам правильности исчисления страховых взносов отдельно от проверки других налоговых платежей.

Согласно пункту 3.3. Порядка взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 №137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров», утвержденного совместным распоряжением Пенсионного фонда Российской Федерации и ФНС России от 28.12.2006 № 282р/231, по результатам проверок налоговые органы передают территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации материалы в части уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в срок не позднее 10-ти календарных дней со дня вручения указанных материалов проверки плательщику.

Под материалами налоговых проверок следует понимать выписки из решений, принятых по результатам рассмотрения материалов проверок, касающиеся вопросов правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

А.В. Одинокий начальник отдела единого социального налога

Начать дискуссию