Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью их уплаты в бюджетную систему РФ.
Эффективность данного контроля повышается при взаимодействии с органами местного управления.
Выявление субъектов, уклоняющихся от уплаты налогов, обеспечивается проведением контрольных мероприятий, которые включают в себя камеральные и выездные проверки. Межрайонной ИФНС РФ №1 по РА регулярно проводятся контрольные мероприятия, направленные на проблемные отрасли, такие, как размещение наружной рекламы, оказание автотранспортных услуг, сдача в аренду торговых площадей и земельных участков для организации торговых мест, общественное питание.
Так, по запросу налоговой инспекций ежегодно предоставляется информация муниципальным образованием «Город Майкоп» о количестве разрешений, выданных на размещение наружной рекламы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. В результате было выяснено, что такое разрешение получили в 2007 году 2 юридических лица и 7 индивидуальных предпринимателей. В ходе проведения контрольных мероприятий по факту соответствия фактически используемых рекламных площадей сведениям, заявленным в декларации, для исчисления налога доначислено 176,4 тыс. руб. Дальнейшие мероприятия будут проведены в рамках выездных проверок, при этом предполагаемая сумма доначислений составит 440,5 тыс. руб.
Что касается оказания автотранспортных услуг, то всего на территории г. Майкопа осуществляют услуги но перевозке пассажиров 16 служб такси, в т.ч. 2 организации и 14 индивидуальных предпринимателей. В 16 службах такси осуществляет деятельность по перевозке пассажиров 461 индивидуальный предприниматель.
При проведении контрольных мероприятий в рамках камерального налогового контроля установлено, что 120 водителей, имеющих свидетельство индивидуального предпринимателя, не представляют налоговую отчетность и уклоняются от уплаты налогов.
В адрес данных предпринимателей направлены требования о предоставлении необходимой отчетности и уплате налогов. По результатам контрольных мероприятий 24 индивидуальных предпринимателя представили уточненные декларации на сумму 27 тыс. руб. Приняты решения о привлечении к налоговой ответственности за неуплату ЕНВД в отношении 28 ИП на сумму 35 тыс. руб.
Наибольшее количество предпринимателей, не представляющих отчетность, либо представляющих отчетность без указания доходов, осуществляют деятельность в таких службах, как такси «Союз», такси «Комфорт», такси «Феникс». Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является административным правонарушением. Согласно п. 1 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
Кроме того, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации может являться также и уголовным преступлением.
На основании сведений, полученных от Автовокзала, установлено, что 48 ИП оказывают услуги по перевозке пассажиров на основании договоров, заключенных с ОАО «Объединение АВ и АС». При этом в ходе контрольных мероприятий установлено, что 11 не представляют отчетность по ЕНВД. После направленных требований 7 ИП представили декларации на сумму 21,7 тыс. руб. В отношении 4 ИП произведены доначисления на сумму 9,7 тыс. руб.
Отдельным вопросом стоит сдача в аренду торговых площадей и земельных участков для организации торговых мест. Рынки должны ежемесячно представлять информацию о количестве торговых мест и земельных участков, сдаваемых в аренду.
В связи с изменениями, внесенными в НК РФ с 01.01.2008 г. в гл.26.3 «Единый налог на вмененный доход», изменится порядок уплаты и расчета ЕНВД индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю на рынках города. Если в 2007 г. расчет налога производился из расчета «Торговое место», то теперь данный расчет зависит от площади торгового места (если площадь торгового места превышает 5 кв. м, то физический показатель площади - в квадратных метрах, если не превышает 5 кв. м, то физический показатель -«Торговое место»).
В целях контроля за правомерностью применения физического показателя «Торговое место» либо «Площадь торгового места» налоговым органам необходимо иметь сведения рынков обо всех арендаторах торговых мест с указанием площадей данных торговых мест.
Межрайонной ИФНС РФ №1 по РА также проводится контрольная работа в сфере общественного питания - были отобраны и проанализированы 15 организаций общественного питания, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, у которых удельный вес произведенных расходов в составе полученных доходов составляет более 70%.
Руководители этих организаций были приглашены на комиссию по легализации объектов налогообложения, по вопросам полноты оприходования выручки в 4-м квартале 2007 г., и в том числе в новогодние праздничные дни, а также повышения заработной платы руководителями присутствующих предприятий, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности.
В результате проведенных мероприятий налогового контроля предприятиями общественного питания были дополнительно поданы уточняющие декларации по УСН на сумму 246,1 т.р, отражающие выручку, полученную за новогодние праздники (ООО «XXX ВЕК», ООО «Круиз», ООО «Мафе», ООО «Санта-Анна», ООО «Астория»).
За пять месяцев 2008 года в ходе проведения контрольных мероприятий по проверке правильности исчисления и своевременности уплаты налогоплательщиками и налоговыми агентами НДФЛ и ЕСН выявлено более 600 нарушений налогового законодательства. По результатам проверок было доначисленно НДФЛ в сумме 2030,0 тыс. руб., в том числе налога -1317,0 тыс. руб., ЕСН доначисленно в сумме 4415,0 тыс. руб., в том числе налога - 4082,0 тыс. руб.
Наряду с выездными и камеральными проверками отделом оперативного контроля организуются оперативно-рейдовые мероприятия: перекрестные, челночные проверки, проведение рейдов в вечернее время, в выходные дни, опросы свидетелей и т.д. За 5 месяцев 2008 г. отделом оперативного контроля были проведены проверки по соблюдению Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предпринимателей, работающих в режиме такси. По результатам проверок составлено 16 протоколов по ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовой техники. Предъявлено штрафных санкций на сумму 48 тыс. руб.
Наиболее характерными выявленными нарушениями налогового законодательства являются неправомерное занижение налогооблагаемой базы, неправильное применение налоговых вычетов, несвоевременная уплата налога в бюджет.
Начать дискуссию