Новости ФНС

К достигнутому – с позиций перспективы

Итоги работы за 9 месяцев года и очередные задачи тверских налоговиков до конца года обсуждены на расширенной коллегии УФНС России по Тверской области.

К  достигнутому – с позиций перспективы

Итоги работы за 9 месяцев года и очередные задачи  тверскихналоговиков до конца года обсуждены  на расширенной коллегии УФНС России   по Тверской области

В конференц-зале областного налогового Управления под председательством  руководителя Управления В.А.Полежаева состоялось расширенное заседание коллегии УФНС России по Тверской области, на котором дан всесторонний анализ итогов работы налоговых органов региона за  9 месяцев года, определены основные задачи налоговиков до конца 2008 года.

За 9 месяцев года, как отмечалось на коллегии,  в бюджетную систему России из Тверской области поступило 33,2 млрд. руб. - на 6 млрд. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом поступления в  консолидированный бюджет нашего региона   составили  24,6  млрд. руб.- почти на 20% больше прошлогоднего. Непосредственно в областной бюджет мобилизовано 16,8 млрд. руб. или на 4 млрд. рублей больше прошлогоднего.

Собираемость налогов и сборов за отчетный период в целом по области обеспечена на уровне 98,8%   - на 1,7 процентных пункта выше, чем за 9 месяцев прошлого года.

В государственные внебюджетные фонды поступило 8,7 млрд. руб., что   почти на треть превышает соответствующие прошлогодние поступления и выше среднероссийского уровня.  Почти на треть к прошлогоднему уровню возросли поступления страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд РФ, а также поступления ЕСН, зачисляемого в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что также превышает среднероссийские показатели.

Задолженность по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ   с начала года снизилась  на 269 млн. руб. ( почти на 6%) и составила на 1 октября 2008 г. около 4, 3 млрд. руб. Недоимка за этот период снизилась на 100 млн. руб. и составила 2,1 млрд. руб.

В результате действия мер принудительного взыскания в целом по области погашено задолженности в бюджеты всех уровней на сумму 2,3 млрд. руб., т.е. в погашение задолженности в консолидированный бюджет были направлены почти 6,8% поступивших налогов и сборов.

По результатам контрольной работы налоговых органов области,  как подчеркивалось в докладе, дополнительные начисления платежей в бюджеты всех уровней, с учетом налоговых санкций и пени, за 9 месяцев года составили около 1,5 млрд. руб.

Управлением проанализирована работа  созданных при налоговых органах  комиссий по легализации заработной платы. Так, за прошедший период проведено 239 заседаний таких комиссий, на которых заслушаны 2514 налогоплательщиков. Это почти 93% от числа налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности и ниже прожиточного уровня. После рассмотрения на комиссиях повысили уровень официальной заработной платы 2186 налогоплательщиков – 87%  от числа заслушанных. В ходе работы по легализации налоговой базы выявлено 27 схем ухода от налогообложения, из которых 23 - «конвертные». Доначисления по выявленным схемам составили 28 млн. руб.

По результатам работы комиссий по рассмотрению налоговых рисков по убыточным предприятиям за 9 месяцев года уменьшено убытков почти на 374 млн. руб., доначислено налога на прибыль по уточненным декларациям на сумму около 2,3 млн. руб.

Работа налоговых органов Тверской области за отчетный период характеризуется снижением общего количества налоговых споров, инициированных налогоплательщиками, и рассмотренных в досудебном и судебном  порядке. При этом рассмотрение налоговых споров все более смещается в досудебную процедуру.

Так, из общего числа рассмотренных за 9 месяцев года налоговых споров  (649) почти половина – 323 решены в досудебном порядке. За названный период удовлетворены 191 жалоба налогоплательщиков (около 60% от числа рассмотренных).

С участием межрайонных инспекций  рассмотрено 5185 исковых заявлений, что на 228 исков больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом большинство рассмотренных исков ( 79%) составляют иски по взысканию задолженности по налогам с физических лиц.

На заседании коллегии подробно рассмотрены и другие направления в работе налоговых органов области, в том числе в рамках реализации пилотных проектов Управления.

Обсуждая актуальные проблемы налоговых органов, на коллегии отмечалась важность борьбы с фиктивной убыточностью предприятий и так называемыми «фирмами-однодневками», которые  находят новые формы приспособления к меняющимся экономическим условиям.

Так, город Тверь как областной центр  все больше привлекает сегодня разновидности «фирм-однодневок», которые выступают в качестве организаций - мигрантов из других регионов России. Причем, приходят к нам с большими суммами задолженности. Они встают на налоговый учет в межрайонные инспекции областного центра как при изменении местонахождения либо при реорганизации. В результате за 9 месяцев года такие организации только в Межрайонную ИФНС России № 10 по Тверской области пришли   с общей суммой задолженности более 424 млн. руб.

Применение к таким «должникам-мигрантам» традиционных мер принудительного взыскания (требования, инкассовые поручения, взыскание за счет имущества) чаще всего ожидаемого эффекта не приносят, т.к. они  не имеют имущества и не ведут  фактической деятельности: их миграция в наш регион по сути фиктивна.

Учитывая это, в Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области  создана комиссия по миграции, в состав которой вошли сотрудники нескольких отделов инспекции, разработан и утвержден Регламент взаимодействия отделов и проведения мероприятий с целью пресечения фиктивной миграции.

Только за 9 месяцев года по результатам работы такой комиссии пресечена попытка сброса в наш регион задолженности в сумме 194 млн. руб.  (из поступившей задолженности в 424 млн. руб.). В работе находится задолженность таких горе-мигрантов  еще на 140 млн. руб.

На заседании коллегии предложено обобщить опыт работы данной инспекции с организациями- мигрантами и  распространить  его в качестве одного из пилотных проектов Управления на 2009 год.

На коллегии рассмотрен также порядок работы созданного в Управлении  Ситуационного центра как нового антикризисного механизма налогового администрирования. Регламент работы  центра предусматривает систематический мониторинг поступления налогов и сборов в бюджет, анализ фактов задержки банками налоговых платежей, выработку рекомендаций нижестоящим налоговым органам по действиям в нестандартных ситуациях, и др.

Иначе говоря, в условиях финансового кризиса  налоговые органы региона не остаются статистами и вносят в налоговое администрирование новые творческие подходы, формы и методы работы. 

К  ним можно отнести еще одно новшество тверских налоговиков - создание в областном налоговом Управлении «Бюро налоговых инициатив».  В современных условиях, как подчеркивалось на коллегии, эффективность в деятельности налоговых органов зависит в том числе и от нестандартных подходов к решению поставленных задач. Регламент работы  Бюро налоговых инициатив как раз и предусматривает пошаговые действия налоговых специалистов при  разработке и продвижении на областной уровень новых налоговых инициатив, оценке их эффективности.

На заседании коллегии рассмотрена новая возможность повышения эффективности налогового администрирования - использование в работе с налогоплательщиками электронной базы данных федерального уровня в режиме удаленного доступа «Поиск сведений о налогоплательщиках», и другие.

Начать дискуссию