Вопрос:
Информация по вопросу о порядке признания: 1) земельных участков, предоставленных органам ФСБ России, изъятыми из оборота, 2) земельных участков, предоставленных органам обеспечения обороны и безопасности и подведомственным учреждениям
Ответ:
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Земельные участки, изъятые из оборота и земельные участки, ограниченные в обороте, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, объектом налогообложения не признаются.
Таким образом, законодательством в целях налогообложения выделяются две категории земель:
1. земельные участки, изъятые из оборота;
2. земельные участки, ограниченные в обороте.
1.Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункт 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).
Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен пунктом 4 статьи 27 ЗК РФ.
В частности, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами организаций федеральной службы безопасности.
2.Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 27 ЗК РФ).
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 27 ЗК РФ.
Из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 7 ЗК РФ следует, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Таким образом, земли обороны, безопасности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 ЗК РФ составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации, расположенныхза границами населенных пунктов.
Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами (пункт 1 статьи 93 ЗК РФ).
Для признания земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, расположенных в населенном пункте, ограниченными в обороте необходимо руководствоваться статьями 83, 85 ЗК РФ.
Землями поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 83 ЗК РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий. При этом в силу пункта 1 статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Территориальные зоны устанавливаются при подготовке правил землепользования и застройки поселений и утверждаются органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки (документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, виды разрешенного использования, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений) утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В случае отсутствия документов территориального зонирования, отнесение земельных участков к той или иной территориальной зоне осуществляется на основании вида разрешенного использования, установленного в постановлении органа местного самоуправления при представлении земельных участков.
Земельные участки, предоставленные в категории земель населенных пунктов организациям с разрешенным использованием, указанным в постановлении о предоставлении таких земельных участков органами местного самоуправления, например, для размещения воинской части, для обслуживания здания МВД и т.д., являются в соответствии со статьей 27 ЗК РФ, ограниченными в обороте.
Следовательно, для признания земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, расположенных в населенном пункте, ограниченными в обороте необходимо обращаться в органы местного самоуправления для определения вида их разрешенного использования.
Согласно разъяснениям Минэкономразвития России, изложенным в письме от 13.03.2007 г. № Д08-840, при рассмотрении вопроса об отнесении земельных участков, представленных для обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, важным является разрешенное использование земельного участка либо его фактическое использование для обеспечения деятельности, предусмотренной федеральными законами «Об обороне», «О безопасности».
Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (статья 1 Федерального закона «Об обороне» от 31.05.1996 г. № 61-ФЗ).
Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами (в том числе Федеральным законом № 61-ФЗ), законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
К обороне привлекаются внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, войска гражданской обороны.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
Согласно статье 1 Федерального закона «О безопасности» от 05.03.1992 г. № 2446-1 (далее – Закон № 2446-1) безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства (статья 12 Закона № 2446-1).
Таким образом, законодательством определены организации, обеспечивающие оборону и безопасность. Отнесение земельных участков, принадлежащих названным организациям, к изъятым или ограниченным в обороте осуществляется на основании пунктов 4, 5 статьи 27 ЗК РФ.
Подтверждение отсутствия объекта налогообложения земельным налогом, обоснованности отнесения земельных участков, принадлежащих организациям обороны и безопасности, к изъятым или ограниченным в обороте осуществляется на основании следующих документов:
документ, удостоверяющий создание предприятия (определить учредителя, ведомственную принадлежность). Таким документом может быть, например, распоряжение Правительства Российской Федерации о создании соответствующего предприятия;
устав предприятия (цель создания предприятия). Предприятие должно быть создано для реализации целей и задач, возложенных законодательством на соответствующие организации обороны и безопасности (положением об организации обороны или безопасности);
свидетельство о праве собственности, праве пользования земельным участком (вид собственности на земельные участки (федеральная, собственность субъекта, муниципальная), на каком праве принадлежит предприятию);
целевое назначение земельного участка, категория земли, месторасположение земельного участка, разрешенное либо фактическое использование земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра, постановление органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка).
Указанные документы представляются налогоплательщиками в территориальные органы ФНС России по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 398 НК РФ.
Начать дискуссию