Постановление
(извлечение)
от 7 октября 2008 г.
№ 6159/08
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 12 по Республике Татарстан (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Механизированные автотранспортные перевозки" (далее - общество) по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2003 по 31.12.2005. В ходе проверки установлено, что общество (единственным учредителем и участником которого, владеющим 100 процентами акций, является другая организация) в нарушение запрета, установленного подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), применяло в 2003-2005 годах упрощенную систему налогообложения, то есть не уплачивало налоги в соответствии с общей системой налогообложения и не представляло налоговые декларации по ним.
По результатам проверки составлен акт от 14.09.2006 № 13-18/66 и вынесено решение от 29.09.2006 № 13-18/65. Данным решением общество за совершение налоговых правонарушений привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса.
Не согласившись с вынесенным инспекцией решением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании его недействительным
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 24.05.2007 решение инспекции признано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 17.01.2008 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
Суды признали решение инспекции недействительным, исходя из отсутствия вины налогоплательщика в совершении налоговых правонарушений, поскольку он применял упрощенную систему налогообложения на основании выданного инспекцией уведомления о возможности ее применения, а также учитывая, что у инспекции, ошибочно выдавшей обществу уведомление о возможности применения с 01.01.2003 упрощенной системы налогообложения, не имелось оснований для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения за истекшие налоговые периоды 2003-2005 годов и для доначисления ему по этому режиму налогов, начисления соответствующих пеней и взыскания штрафов.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов инспекция просит их отменить в части признания незаконным ее решения о начислении налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, и принять новый судебный акт, не передавая дело на новое рассмотрение.
В отзыве на заявление общество просит оставить судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление в отношении отмены судебных актов в обжалуемой части подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 346.11 Кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения (общим режимом налогообложения), установленной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения".
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 Кодекса не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
Как установлено судами, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 29.11.2002 и поставлено на налоговый учет 11.12.2002. Заявление о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения подано обществом в инспекцию 25.12.2002. Уведомлением от этой же даты инспекция сообщила обществу о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Между тем, как видно из решения о создании общества от 12.11.2002, его учредителем являлось открытое акционерное общество "Рыбно-Слободская машинно-технологическая станция". Учредитель был единственным участником общества и владел всеми его акциями до марта 2004 года, а затем таким единственным участником общества стало закрытое акционерное общество "Татагроэксим".
Следовательно, в силу установленного Кодексом запрета общество не вправе было переходить на упрощенную систему налогообложения и применять ее в спорном периоде.
Поскольку переход на упрощенную систему налогообложения при соблюдении установленных статьями 346.11-346.13 Кодекса условий осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно, а подача налогоплательщиками заявления о переходе на эту систему налогообложения носит уведомительный характер, то выдача инспекцией уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения не означает принудительного перевода на нее налогоплательщика. В связи с этим инспекция, установив необоснованный переход общества на упрощенную систему налогообложения и применение ее в течение 2003-2005 годов, вправе была начислить ему налоги по общей системе налогообложения, которую общество было обязано применять в спорном периоде. С учетом этого вывод судов об отсутствии у инспекции оснований для начисления налогов не основан на положениях налогового законодательства. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения в силу статей 109, 111 Кодекса является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, но не исключает обязанности налогоплательщика (статья 23 Кодекса) по уплате законно установленных налогов.
При изложенных обстоятельствах судебные акты в части признания недействительным решения инспекции о начислении налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций, единого социального налога нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Председательствующий Е.Ю. Валявина
Начать дискуссию