Новости ФНС

Какие налоги выгодно платить малому бизнесу?

Какие налоги выгодно платить малому бизнесу? Информационное сообщение.

Фраза нашего президента «хватит кошмарить малый бизнес» стала крылатой. Она часто цитируется на страницах газет и в других средствах массовой информации. Трудно спорить с тем, что малый и средний бизнес нуждаются в государственной поддержке и в устранении необоснованных претензий со стороны контролирующих органов.

В то же время каждый законопослушный представитель малого и среднего предпринимательства должен производить в бюджет определенные отчисления в виде налоговых платежей, которые в дальнейшем направляются на финансирование социальной сферы, школ, больниц, учреждений культуры и искусства.

В последние годы в налоговое законодательство внесены существенные изменения, позволяющие субъектам малого предпринимательства применять различные режимы налогообложения. Постараемся разобраться, как правильно выбрать систему налогообложения.

Если вы стали индивидуальным предпринимателем или открыли малое предприятие, для целей налогообложения вы можете использовать так называемые специальные налоговые режимы. К их числу относятся: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Из перечисленных систем налогообложения только единый налог на вмененный доход является обязательным для применения, если Ваш вид деятельности попадает под его действие. Две остальных системы носят добровольный характер и могут применяться на усмотрение налогоплательщика.

Остановимся на основных моментах в применении каждого из вышеперечисленных налогов.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности применяется по решениям представительных органов муниципальных районов и городских округов в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

- оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;

- оказания ветеринарных услуг;

- оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

- оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

- оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;

- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

- розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (за исключением оказания услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения) с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

- распространения и (или) размещения наружной рекламы;

- распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;

- оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;

- оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;

- оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Конкретный перечень из вышеперечисленных видов деятельности устанавливается нормативными правовыми актами каждого муниципального района и (или) городского округа, на территории которого вводится данный налог. Следует отметить, что в нашем крае единый налог на вмененный доход введен во всех без исключения муниципальных районах и городских округах. Следовательно, всем заинтересованным организациям и предпринимателям необходимо ознакомиться с решениями органов власти на местах и следить за их возможными изменениями.

Какие преимущества имеет данный вид налогообложения?

Самым основным является то, что при применении единого налога государство не контролирует доходы налогоплательщика, и размер уплачиваемого налога не зависит от количества заработанных денежных средств.

Кроме того, не уплачиваются такие налоги от предпринимательской деятельности, как налог на прибыль (для юридических лиц) и налог на доходы физических лиц (для предпринимателей), налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость. Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога, рассчитанного исходя из налоговой базы, которая определяется как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующий данный вид деятельности.

Те, кто не обязан уплачивать единый налог на вмененный доход, имеют право выбора, применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Перейти на последнюю можно только при соответствии критериям, установленным налоговым кодексом.

А именно, полученные доходы не могут превышать 15 млн. рублей, при этом величина дохода подлежит ежегодной индексации. К примеру, в 2007 году размер доходов не должен превышать 24,8 млн. рублей, а уже в 2008 году - 26,8 млн. рублей.

Средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не может превышать 100 млн. рублей.

Кроме того не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

- банки;

- страховщики;

- негосударственные пенсионные фонды;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- ломбарды;

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;

- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;

- бюджетные учреждения;

- иностранные организации.

Какие преимущества имеет данный вид налогообложения?

 Во-первых, можно выбрать объект налогообложения. Это значит, что налог может уплачиваться только с доходов, или с доходов, уменьшенных на величину расходов. В первом случае ставка налога составляет 6%, во втором 15%.

Во-вторых, при данной системе налогообложения отсутствует необходимость в ведении бухгалтерского учета. Достаточно вести «Книгу учета доходов и расходов», которую следует зарегистрировать в налоговом органе.

В-третьих, применение упрощенной системы предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и налога на доходы физических лиц для предпринимателей, При этом и те и другие не уплачивают налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость.

Еще одно преимущество заключается в том, что с 2009 года налоговая декларация будет представляться в налоговые органы только один раз в год.

 Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога носит так же добровольный характер, а предназначен он только для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В целях применения данного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

 Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

- бюджетные учреждения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

Налогоплательщики, выбравшие данный режим налогообложения, имеют определенные преимущества.

В частности, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), налога на имущество, единого социального налога и налога на добавленную стоимость.

С 2009 года декларация по единому сельскохозяйственному налогу будет представляться в налоговые органы только один раз в год.

Следует иметь в виду, что с 2009 года вступает в силу новый Федеральный закон от 22.07.2008 № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», который вносит достаточно много изменений в исчисление и порядок уплаты вышеуказанных видов налогов, и для того, чтобы не попасть в неприятную ситуацию, необходимо вовремя разобраться во всех тонкостях нового законодательства.

За помощью можно обращаться в налоговые органы, которые обязаны по запросам налогоплательщиков проинформировать их в письменной или устной формах.

Отдел налогообложения прибыли (дохода) УФНС России по Ставропольскому краю

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию