С 1 января 2009 года вводится в действие обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, возникающих по решениям о привлечении или отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обжаловать такие решения в судебном порядке можно будет только после рассмотрения спора в вышестоящем налоговом органе.
Решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу через 10 рабочих дней со дня его получения налогоплательщиком или его представителем. Это означает, что до истечения этого срока налоговый орган не будет предпринимать никаких действий по исполнению этого решения.
В случае несогласия с решением налогового органа, в течение этих 10 рабочих дней его можно обжаловать. Апелляционная жалоба подается в инспекцию, принявшую обжалуемое решение, а та в трехдневный срок со дня ее получения направит такую жалобу в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения.
Налогоплательщик также имеет право обжаловать решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения после вступления его в силу. Такая жалоба подается в течение одного года с момента вынесения налоговым органом обжалуемого решения в вышестоящий налоговый орган.
Апелляционная жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 дней.
Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. Если решение нижестоящего налогового органа изменено, то с учетом внесенных изменений, оно вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.
Итоги работы налоговых органов Брянской области по досудебному урегулированию налоговых споров свидетельствуют о том, что все больше налогоплательщиков в добровольном порядке отдают предпочтение именно этой процедуре, а не обращаются сразу в суд.
За 9 месяцев 2008 года налоговыми органами Брянской области рассмотрено 511 письменных возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок – на 65 больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. Свыше 70 процентов поступивших возражений удовлетворены полностью или частично. Согласно выводам, отраженным в экспертных заключениях и учтенным при вынесении решений налогоплательщикам удалось отстоять в процессе досудебного урегулирования споров 87,5 млн. рублей - четвертую часть оспариваемой суммы.
Преимуществами именно досудебного порядка обжалования, т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования, являются простота оформления и подачи жалоб, оперативность рассмотрения, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.
Фактически вместо института одновременного обжалования (в налоговый орган и в суд) с 1 января 2009 года вводится механизм последовательного обжалования. До обращения в суд налогоплательщик будет обязан пройти согласительную процедуру с налоговым органом, и только в случае, если спорные вопросы разрешить не удастся, у него появится право на обращение в суд.
Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Отдел налогового аудита
Начать дискуссию