Новости ФНС

О потребительских качествах алкогольной продукции

Информирование о потребительских качествах алкогольной продукции. Разъяснения специалистов УФНС по налогообложению алкогольной и табачной продукции.
Информирование о потребительских качествах алкогольной продукции. Разъяснения специалистов УФНС по налогообложению алкогольной и табачной продукции.

- Должны ли производители алкогольной продукции указывать на этикетке информацию о содержании в ней генно-модифицированных организмов, если их содержание не превышает 0,9 процента?
- Пунктом 138 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (в редакции от 15.12.2006 №770) установлено, что информация об алкогольной продукции должна содержать сведения о наличии в ней компонентов, полученных с использованием генно-модифицированных организмов (ГМО). При этом указывать данную информацию обязательно только при наличии в продукции ГМО.
В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.06.2007 №42 «Об утверждении СанПин 2.3.2.2227-07» содержание в пищевых продуктах 0,9% и менее компонентов, полученных с применением ГМО, является случайной или технически неустранимой примесью. В этом случае пищевые продукты не относятся к категории содержащих компоненты, полученные с применением ГМО.
Основываясь на данных положениях, а также учитывая требования Письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.01.2006 №0100/446-06-32 «Об этикетировании пищевых продуктов, содержащих ГМО», информация о наличии в алкогольной продукции компонентов, полученных с использованием ГМО, необходима при содержании указанных компонентов более 0,9%.

- Какая информация в обязательном порядке указывается при маркировке алкогольной продукции импортного производства?
- Согласно пункту 3 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (с изменениями и дополнениями) алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения, в том числе о государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать.
Аналогичная обязанность для изготовителя (продавца) о предоставлении потребителю информации о документе, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, предусмотрена пунктами 4.17 «Винодельческие продукты» и 4.19. «Водка, ликеро-водочные изделия и питьевой 95%-ный спирт» ГОСТа Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя».
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (с изменениями) в обороте не могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, в том числе импортного производства, которые не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Следовательно, наличие на этикетках, нанесенных на алкогольную продукцию, в том числе импортного производства, информации о документе (ГОСТе, ТУ или другом нормативном документе страны-производителя), в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт, является обязательным.

- Имеет ли право производитель наносить на этикетку алкогольной продукции рекламный слоган, характеризующий качество предлагаемой продукции, например, - «Продукт повышенной экологической чистоты»?
- Маркировка потребительской тары в соответствии с пунктом 3.2. ГОСТа Р 51074-2003 «Информация для потребителя. Общие требования» (далее – Национальный стандарт) доводится до потребителя непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке и так далее способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов.
Следовательно, в случае доведения до потребителя сведений о реализуемой алкогольной продукции, предусмотренных законом или государственным стандартом, согласно пункту 3.5.1 Национального стандарта на этикетку и контрэтикетку, являющихся носителями данной информации, наносится наименование алкогольной продукции четко различаемым шрифтом, выделяющимся на любом фоне.
При этом нанесение на этикетку или контрэтикетку фразы «Продукт повышенной экологической чистоты» является нарушением пункта 3.6. Национального стандарта, поскольку нанесение информации, характеризующей продукт и не противоречащей пунктам 3.1 - 3.5 данного стандарта, допускается на все пищевые продукты, кроме детского питания для детей первого года жизни и алкогольной продукции.
Кроме того, пунктом 15 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 №55 (с изменениями и дополнениями), установлено, что объем обязательной информации, передаваемой покупателю вместе с товаром (на товаре, потребительской таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации), должен соответствовать требованиям федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, обязательным требованиям стандартов.
Следовательно, нанесение на алкогольную продукцию информации с нарушением требований, предусмотренных ГОСТом Р 51074-2003 «Информация для потребителя. Общие требования», является нарушением правил розничной продажи алкогольной продукции и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Дмитрий Коротаев, и. о. заместителя руководителя УФНС России по Иркутской области

Начать дискуссию