(Опубликован в областной газете «Новый мир» № 238-239 от 29.11.2008 г.)
Изменен порядок уплаты НДС
14 октября 2008 года в «Российской газете» № 214 опубликован Федеральный закон от 13.10.2008 № 172-ФЗ «О внесении изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Данным Федеральным законом внесены изменения в порядок уплаты НДС в бюджет за истекший налоговый период (в пункт 1 статьи 174 НК РФ). Согласно новому порядку НДС уплачивается в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 14 октября 2008 года, и распространяется на уплату налога за налоговые периоды, начиная с третьего квартала 2008 года.
То есть за третий квартал 2008 года НДС, исчисленный к уплате в бюджет по налоговой декларации, уплачивается:
- в размере 1/3 - по сроку 20 октября;
- в размере 1/3 - по сроку 20 ноября;
- в размере 1/3 - по сроку 20 декабря.
В случае, если сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет, не делится равными долями на три срока уплаты, то округление в большую сторону проводится в последнем сроке уплаты.
Налогоплательщик вправе уплатить в бюджет по первому и/или по второму сроку уплаты налога сумму в размере большем, чем 1/3, установленной Федеральным законом по этим срокам.
Уплата налога в бюджет по сроку 20 октября в размере большем, чем 1/3 по этому сроку (20 октября) не является нарушением законодательства о налогах и сборах. Излишне уплаченная сумма налога по первому сроку уплаты подлежит зачету в счет уплаты налога по двум следующим срокам уплаты.
Неуплата или неполная уплата налога в бюджет по соответствующим срокам уплаты (в размере меньшем, чем 1/3 от суммы налога, причитающегося к уплате за истекший налоговый период), будет являться нарушением законодательства о налогах и сборах и повлечет за собой применение комплекса мер принудительного взыскания, а также обеспечительных мер для исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога.
Приведенный порядок будет применяться и в последующих налоговых периодах.
Утвержден новый стандарт
обслуживания налогоплательщиков
Приказом Федеральной налоговой службы от 14.08.2008 г. № ММ-3-4/362@ утвержден новый Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (ЕСОН) (редакция 3) взамен утратившего силу приказа ФНС России от 27.04.2007 №ММ-3-25/267.
Он опубликован на официальном сайте Управления ФНС России 21.10.2008 г. www.r45.nalog.ru.). Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков является документом, в котором перечислены и систематизированы процедуры и услуги, оказываемые налоговыми органами в строго определенные сроки.
В тексте Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков по каждой услуге, оказываемой налоговыми органами, обозначены срок и форма ее представления, а также дана ссылка на нормативный документ, который этот вопрос регулирует.
В Едином стандарте налогоплательщик может найти интересующую его информацию по срокам оказания услуг налоговыми органами: от приема документов для государственной регистрации организаций и индивидуальных предпринимателей, оказания услуг по приему, регистрации налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, выдачи справок, ответов на запросы, до выдачи информации о перечне налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации. Применение Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков является обязательным для всех территориальных органов ФНС России, осуществляющих взаимодействие с налогоплательщиками.
Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков не является нормативно-правовым актом, затрагивающим или предоставляющим определенные права налогоплательщикам. Однако когда формальное нарушение его налицо и легко доказуемо - например, существенная задержка сроков рассмотрения заявления и выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, - можно и нужно постоять за свои права, закрепленные этими документами.
В Управлении ФНС России по Курганской области работает телефон справочной службы (83522)49-83-09, по которому вы можете обратиться не только за разъяснениями по вопросам налогообложения, но и с проблемами, которые возникают у вас при обращении в налоговые инспекции.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Курганской области.
Отчетность через Интернет – не роскошь,
а осознанная необходимость
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кургану призывает руководителей малого и среднего бизнеса, бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей присоединяться к системе представления отчетности через Интернет.
Сегодня Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Мы делаем покупки, оплачиваем услуги, смотрим фильмы, находим работу и даже знакомимся с помощью глобальной сети. Многие бухгалтеры посредством системы «Клиент-банк» проводят через Интернет операции со своим расчетным счетом – осуществляют налоговые и другие платежи, расчеты с контрагентами и т.д.
Система представления отчетности через Интернет также давно отработанная и привычная услуга для многих наших налогоплательщиков. Более 30% юридических лиц сегодня представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Эти налогоплательщики давно оценили преимущества системы – экономию времени, доступность, надежность, возможность получать комплекс дополнительных услуг. Ведь специально для тех, кто представляет налоговую отчетность через Интернет, налоговая служба предлагает в автоматизированном режиме получать выписки из лицевого счета, акты сверок, справки и многое другое в течение нескольких часов. Формы деклараций в системе всегда актуальны и соответствуют налоговому законодательству, что особенно важно в преддверии очередного «обновления» всех форм отчетности, работает форматно-логический контроль передаваемых деклараций. При передаче декларации в налоговую плательщик в течение нескольких секунд получает подтверждение оператора, фиксирующее дату и время ее сдачи. Это подтверждение является юридически значимым документом, подтверждающим отправку отчетности налогоплательщиком. Удобно, что сдавать отчетность можно круглосуточно и без выходных, до 23 часов 59 минут последнего дня отчетности.
В октябре при поддержке ООО «Инфоцентр» в налоговой инспекции по городу Кургану проведена акция «Отчетность через Интернет – это легко и просто!», в которой приняли участие около двухсот организаций и индивидуальных предпринимателей. Они попробовали сами передать свои отчеты через Интернет и наглядно убедились, как это в действительности легко и просто. Нужно отметить, что часть участников акции сразу после демонстрации возможностей системы заключили договора со специализированным оператором связи на предоставление услуги. Многих налогоплательщиков привлекла возможность представлять отчетность с одного рабочего места не только в налоговые органы, но и в Пенсионный фонд и Росстат.
С Нового года в налоговой инспекции традиционно напряженная обстановка. За четыре первых месяца года представляется деклараций и других документов отчетности в полтора раза больше, чем во все остальные месяцы, вместе взятые. Причем численность инспекторов для приема такого большого количества налогоплательщиков, к сожалению, не увеличивается.
Избегая очередей, часть налогоплательщиков отправляют отчетность почтой. Однако около 20% отправленных по почте деклараций оказываются «не принятыми»: имеются ошибки заполнения, устарели формы деклараций, не хватает обязательных реквизитов и так далее. Кроме того, многие налогоплательщики в нарушение статьи 80 Налогового кодекса РФ отправляют отчетность без описи вложения, заверенной почтой. Нужно ли говорить о том, что при передаче отчетности через Интернет такие ошибки исключены?
Система представления отчетности через Интернет – дополнительная платная услуга, которую оказывают специализированные операторы связи, имеющие соответствующие лицензии и заключившие договор с Управлением ФНС России по Курганской области. Специализированный оператор связи обеспечивает клиентов ключом цифровой подписи, устанавливает программное обеспечение, обеспечивает защищенный канал передачи данных, отвечает за своевременную доставку данных, осуществляет техническую поддержку пользователей, гарантирует актуальность всех форм отчетности и их соответствие законодательству.
Согласно проведенному инспекцией опросу, большинство налогоплательщиков не решаются перейти на электронную форму отчетности, опасаясь больших финансовых затрат. Действительно ли это так дорого? Попробуйте подсчитать стоимость рабочего дня вашего бухгалтера, (а сколько таких дней он проводит в инспекции в период отчетности!), затраты на бензин, бумагу и принтер для распечатывания всех форм, стоимость почтового отправления и, возможно, сумма от 160 рублей в месяц не покажется вам чересчур внушительной. Нужно также учесть, что плату за подключение и абонентскую плату можно списать на затраты, а НДС принять к вычету.
Дополнительную информацию о подключении и работе системы, а также ответы на другие интересующие вас вопросы вы можно получить в Инспекции ФНС России по городу Кургану лично либо по телефонам: 49-10-91; 49-10-60; 49-10-61.
Если Вы заботитесь о своем удобстве и престиже, экономите свое время и умеете считать деньги – присоединяйтесь к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет!
Екатерина Пылина, главный государственный налоговый инспектор отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России по г.Кургану.
12-й критерий самостоятельной оценки рисков
Приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ внесены изменения в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». В частности, в Концепцию включен новый 12-й критерий «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
ФНС России по результатам контрольной работы, с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики, определяет наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».
При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
- выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки, и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков, (уточнении налоговых обязательств) для возможности своевременного учета откорректированных налоговых обязательств данных налогоплательщиков при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Уведомление производится путем подачи в налоговый орган, по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика), уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации (снижение/исключение рисков по пункту 12 Критериев) налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение № 5 к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@) (далее – Пояснительная записка).
В аналогичном порядке налогоплательщик может задекларировать уточненные налоговые обязательства, возникшие в результате принятия мер по снижению налоговых рисков при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности с применением способов, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, но не представленных на сайте.
Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленные вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации. При проведении камеральных налоговых проверок указанных уточненных деклараций с представленными к ним Пояснительной записки, дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются.
Факт подачи налогоплательщиком уточненной декларации с целью снижения (исключения) рисков по пункту 12 Критериев налоговые органы учитывают в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (или корректировки уже утвержденных планов выездных налоговых проверок) в сочетании с другими Критериями.
В случае наличия у налогового органа информации о ведении деятельности с признаками нарушений налогового законодательства, в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков по пункту 12 Критериев, решение о назначении выездной налоговой проверки принимается только после предварительного согласования с ФНС России.
Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Курганской области.
По вашим просьбам
Вопрос: Расскажите, за какие услуги, оказываемые налоговыми органами, взимается государственная пошлина?
Перечень налоговых услуг,
за которые взимается госпошлина
Наименование услуги
Размер государственной пошлины в рублях
Где уплачивается госпошлина
Государственная регистрация юридических лиц, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий.
2 000
Оплата производится в банках (филиалах банков). Фактом оплаты госпошлины является квитанция банка или платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.
Государственная регистрация политической партии, а также каждого регионального отделения политической партии.
1 000
--//--
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы политической партии, а также за государственную регистрацию ликвидации политической партии.
200
--//--
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также за государственную регистрацию ликвидации юридического лица.
400
--//--
Государственная регистрация договоров коммерческой концессии (субконцессии).
1 000
--//--
Государственная регистрация изменений договоров коммерческой концессии (субконцессии).
20% от суммы, уплаченной за регистрацию соответствующего договора
--//--
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
400
Оплата производится в банках (филиалах банков). Фактом оплаты госпошлины является квитанция банка.
При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается.
80
Оплата производится в банках (филиалах банков). Фактом оплаты госпошлины является квитанция банка или платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.
Размер пошлины за повторную выдачу Свидетельства о государственной регистрации для физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя.
80
--//--
Размер пошлины за повторную выдачу Свидетельства о государственной регистрации для юридического лица.
400
200 (для политических партий)
--//--
Размер платы для физических и юридических лиц за выдачу выписки, (копии документа) из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) о конкретном юридическом лице, индивидуальном предпринимателе (срок исполнения -5 дней со дня получения запроса).
200 (за каждый документ)
--//--
За срочное предоставление выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП (не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса).
400 (за каждый документ)
--//--
За повторную выдачу юридическим и физическим лицам Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в случае его утраты.
200
--//--
За срочную выдачу Свидетельства о постановке на учет (не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса).
400
--//--
С запросом об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН) и коде причины постановки на учет.
100
--//--
За срочную (не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса) выдачу информации об ИНН.
200
--//--
Вопрос: Освобождаются ли от уплаты транспортного налога по тракторам или комбайнам граждане, ведущие личное подсобное хозяйство?
Ответ: Налогоплательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса РФ признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения: тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" сельскохозяйственными товаропроизводителями с 1 января 2007 года признаны, в частности, и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве".
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Таким образом, при совместном ведении личного подсобного хозяйства гражданином и членами его семьи на земельном участке, находящемся в собственности данного гражданина, трактора или комбайны, зарегистрированные на гражданина или членов его семьи, с 2007 года не являются объектом налогообложения по транспортному налогу.
Ответы подготовлены отделом работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Курганской области.
Начать дискуссию