Ответ: В соответствии с пунктом 4 статьи 243 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящегося к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом единицы измерения (рубли или рубли и копейки), в которых налогоплательщики должны вести вышеназванный учет, Кодексом не установлены.
Вместе с тем, согласно абзацу второму пункта 4 статьи 243 Кодекса сумма налога (авансовых платежей по налогу), подлежащая перечислению в федеральный бюджет и соответствующие государственные внебюджетные фонды, налогоплательщиками должна определяется в полных рублях. Сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу) менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.
Для ведения первичного индивидуального учета налогоплательщикам приказом МНС России от 27.07.2004 №САЭ-3-05/443 рекомендованы формы индивидуальных и сводных карточек.
Рекомендательный характер форм индивидуальных и сводных карточек для применения налогоплательщиками в практической работе следует понимать, как право налогоплательщиков вносить свои коррективы в предложенные формы, в частности, добавлять, объединять или выделять отдельные графы, исходя из практической целесообразности. В индивидуальных и сводных карточках рекомендовано все показатели отражать в рублях и копейках.
Однако, исходя из практических нужд, налогоплательщик вправе избрать иные единицы измерения, например рубли, для отражения показателей в этих формах, что не будет противоречить Кодексу.
В соответствии с приказом Минфина России от 29.12.2007 №163н все значения стоимостных показателей в налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (далее – Декларация), указываются в полных рублях.
Раздел 3 Декларации «Сведения, необходимые для применения налогоплательщиками налоговой льготы, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 239 Кодекса» заполняется налогоплательщиками, применяющими налоговые льготы, по каждому физическому лицу – инвалиду I, II или III группы, выполняющему работы (оказывающему услуги) на основании трудового, гражданско-правового и (или) авторского договора. При этом суммы выплат и иных вознаграждений по каждому физическому лицу – инвалиду указываются в графах 5 – 9 в рублях.
В этой связи, в целях правильного заполнения строк 0400-0440 Раздела 2 Декларации налогоплательщик вправе вести учет соответствующих показателей в формах, утвержденных приказом МНС России от 27.07.2004 №САЭ-3-05/443, в рублях.
Это право распространяется на ведение учета показателей в отношении физических лиц – инвалидов, а также и иных физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) на основании трудовых, гражданско-правовых и (или) авторских договоров.
Вопрос: Адвокаты, осуществляющие свою профессиональную деятельность в коллегии адвокатов, в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности получают вознаграждения за участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда. Следует ли коллегии адвокатов исчислять ЕСН с указанных выплат?
Ответ: Пунктом 8 статьи 25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ) предусмотрено, что труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов.
Размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение статьи 25 Федерального закона № 63-ФЗ пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2003 № 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда" (далее - Постановление Правительства РФ № 400) установлено, что размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, составляет за один день участия не менее 275 рублей и не более 1100 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время - не менее 550 рублей и не более 2200 рублей.
На основании пункта 5 Постановления Правительства РФ № 400 оплата труда адвоката производится по его заявлению на основании постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда. При длительном участии адвоката в качестве защитника постановление (определение) об оплате труда адвоката выносится ежемесячно (с учетом фактически отработанных дней).
Постановление (определение) об оплате труда адвоката, заверенное печатью органа дознания, органа предварительного следствия, прокуратуры или суда, направляется в соответствующую финансовую службу (орган) для перечисления указанных в нем средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования. Перечисление средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования осуществляется в течение 30 дней с даты получения постановления (определения).
Обращаем внимание, что денежные средства, получаемые адвокатами, участвующими в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, и в Федеральном законе № 63-ФЗ, и в Постановлении Правительства РФ № 400 именуются не компенсациями, а вознаграждением, выплачиваемым адвокатам в качестве оплаты труда на основании постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда.
Согласно пункту 6 статьи 244 Кодекса при осуществлении адвокатской деятельности в адвокатских образованиях, являющихся юридическими лицами, исчисление и уплата единого социального налога с доходов адвокатов осуществляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями в порядке, предусмотренном статьей 243 Кодекса, без применения налогового вычета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 237 Кодекса налоговая база по единому социальному налогу применительно к адвокатам определяется как сумма доходов, полученных адвокатами за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Перечни доходов и компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению единым социальным налогом, установлены статьёй 238 Кодекса, в которой вознаграждения адвокатов за участие в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда не указаны.
Учитывая изложенное, вышеуказанное вознаграждение адвоката не является компенсацией, выплачиваемой в соответствии с действующим законодательством, и подлежит налогообложению единым социальным налогом.
Начать дискуссию