Одним из важнейших направлений деятельности налоговых органов Оренбургской области является работа по досудебному урегулированию споров.
Налогоплательщики все более активно используют право на обращение с жалобой в вышестоящий налоговый орган, в том числе и на апелляционное обжалование решений налоговых органов. За 11 месяцев 2008 года в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области поступило более 700 жалоб юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц. При этом снизилось количество жалоб на незаконные действия (бездействие) должностных лиц, на ошибки, допускаемые при проведении налогового контроля и оформлении его результатов.
С 01.01.2009 вводится процедура обязательного досудебного урегулирования. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
С введением досудебной процедуры в качестве обязательной в нее будет вовлечен максимально широкий круг налогоплательщиков, которые должны быть уверены, что их жалобы будут рассмотрены вышестоящим налоговым органом всесторонне и объективно.
Решение этой задачи осложняется тем, что отсутствует необходимая регламентация нововведенной процедуры, в том числе касающаяся формы и содержания жалоб.
Поэтому, заявителям следует иметь в виду то, что не предусмотрено обжалование в вышестоящем налоговом органе актов налоговых проверок, протоколов об административных правонарушениях, поскольку они не подписываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. При этом на акт налоговый проверки можно представить возражения в установленный срок, а выразить несогласие с протоколом об административном правонарушении можно при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении.
Нередко жалобы поступают неподписанные, либо подписанные неуполномоченным лицом (не приложена доверенность), без указания на налоговый орган, принявший обжалуемый ненормативный акт, не указываются требования и подтверждающие документы. Такие жалобы не могут быть рассмотрены по существу.
В жалобе обязательно должен быть указан адрес заявителя, контактный телефон (при наличии).
Степень эффективности работы по рассмотрению жалобы во многом зависит от того, насколько достоверно изложены обстоятельства и правильно сформулированы заявленные требования со ссылкой на соответствующие нормы законодательства Российской Федерации.
Т.М.Иванова, начальник отдела налогового аудита
УФНС России по Оренбургской области
Начать дискуссию