Постановление
(извлечение)
от 14 октября 2008 г.
№ 6269/08
Открытое акционерное общество "Оренбургнефть" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 (далее - инспекция) от 19.01.2007 № 52/78 о частичном отказе в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, вынесенного по результатам камеральной проверки представленной обществом отдельной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2006 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2007 заявленное требование удовлетворено частично. Указанным решением Арбитражный суд города Москвы, в числе прочего, удовлетворил требование общества о признании правомерным применения им налоговой ставки 18 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещении уплаченного налога в сумме 6 147 рублей 91 копейки при реализации услуг, связанных с оформлением сертификатов происхождения товаров.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 30.01.2008 названные судебные акты в вышеуказанной части оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре упомянутых судебных актов в порядке надзора инспекция просит их частично отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм налогового законодательства в части удовлетворения требований общества о признании правомерным применения налоговой ставки 18 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещения уплаченного налога в сумме 6 147 рублей 91 копейки при реализации услуг, связанных с оформлением сертификатов происхождения товаров.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Признавая недействительным решение инспекции в части отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного обществом по налоговой ставке 18 процентов за оказанные услуги, связанные с оформлением сертификатов происхождения товаров, суды исходили из следующего.
Данные услуги по своей сущности не могут быть отнесены к услугам, подобным услугам по сопровождению и организации перевозок товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, налогообложение которых в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса осуществляется по налоговой ставке 0 процентов, поскольку не являются услугами по вывозу товара за пределы территории Российской Федерации. Суды сослались на Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", согласно которому сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Названный вывод является ошибочным.
Открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг" в рамках осуществления поставок на экспорт нефти, выполняемых им в качестве комиссионера общества, заключило с закрытым акционерным обществом "ФОСКО" договор от 15.06.2005 № ТВХ-0081/05, согласно пункту 1.1 которого последнее приняло на себя обязанность оказать первому комплекс транспортно-экспедиторских услуг по обслуживанию товаров (нефти) в Новороссийской таможне и открытых акционерных обществах "Новороссийский морской торговый порт" и "Черномортранснефть", в том числе предоставлять услуги по оформлению товаротранспортных документов, сертификатов, паспортов и иных разрешений государственных органов, необходимых для организации экспортной перевалки товаров через порт Новороссийск.
Операции, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Исходя из части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
На дату выставления закрытым акционерным обществом "ФОСКО" открытому акционерному обществу "ТНК-ВР Холдинг" счетов-фактур за оказанные услуги по оформлению сертификатов происхождения товара в Торгово-промышленной палате Российской Федерации вывозимый товар уже был помещен под таможенный режим экспорта, что подтверждается временными грузовыми таможенными декларациями.
Следовательно, у закрытого акционерного общества "ФОСКО" при выставлении указанных счетов-фактур и у открытого акционерного общества "НК-ВР Холдинг" при их перевыставлении обществу не было оснований для применения налоговой ставки 18 процентов по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, выводы судов в части удовлетворения требований общества о признании правомерным применения им налоговой ставки 18 процентов по налогу на добавленную стоимость и возмещения 6 147 рублей 91 копейки уплаченного налога при реализации услуг, связанных с оформлением сертификатов происхождения товаров, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат частичной отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 25.06.2007 по делу № А40-18713/07-4-111, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2007 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.01.2008 по тому же делу в части удовлетворения требования открытого акционерного общества "Оренбургнефть" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 1 от 19.01.2007 № 52/78 о возмещении 6 147 рублей 91 копейки налога на добавленную стоимость отменить, обществу в удовлетворении требования в указанной части отказать.
Председательствующий Е.Ю. Валявина
Начать дискуссию