Решение налоговых органов о привлечении к налоговой ответственности давно уже перестало быть для руководителей фирм и главных бухгалтеров истиной в последней инстанции. Как правило, большинство организаций бывают не согласны с принятым решением и берутся его оспаривать.
Если раньше налогоплательщики могли обратиться со своей проблемой сразу в суд, то с 1 января 2009 года вступает в силу норма Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 года в соответствии с которой налоговые споры обязательно должны рассматриваться в досудебном порядке вышестоящим налоговым органом. Таким образом, до обращения в суд налогоплательщик будет обязан пройти согласительную процедуру с налоговым органом и только в случае, если спорные вопросы разрешить налогоплательщику не удастся, у него появится право на обращение в суд.
Итак, налогоплательщик получил акт налоговой проверки и не согласен с изложенными в нем фактами, а также с выводами и предложениями проверяющих. В этом случае целесообразно не дожидаться, принятия решения по этому акту о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, а сразу же представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения, опротестовав акт налоговой проверки полностью или частично.
Сделать это можно в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или передать в налоговый орган в согласованный срок документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично или через своего представителя. О времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки их известит руководитель налогового органа или его заместитель.
Неявка лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для проведения такого рассмотрения, за исключением случаев, когда участие налогоплательщика будет признано руководителем налогового органа обязательным для рассмотрения материалов.
При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения налогоплательщика. Отсутствие письменных возражений не лишает его права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
При рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. В ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении к нему в случае необходимости свидетеля, эксперта, специалиста.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель налогового органа или его заместитель:
1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
Процедура рассмотрения материалов налоговой проверки завершается вынесением одного из указанных в п. 7 ст. 101 НК РФ решения:
1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении ответственности за совершение налогового правонарушения) указывается срок и порядок обжалования решения в вышестоящем налоговом органе (у вышестоящего должностного лица), а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения (ч. 3 п. 8 ст.101 НК РФ).
С 01.01.2009 при обжаловании решений о привлечении к налоговой ответственности (об отказе в привлечении ответственности) за совершение налогового правонарушения вводится обязательный досудебный порядок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган (п. 5 ст. 101.2 НК РФ). Остальные акты налоговых органов ненормативного характера можно будет по-прежнему сразу оспаривать в судебном порядке.
Процедура обжалования решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности установлена в ст. 101.2 НК РФ. Правила ст. 101.2 HK РФ являются специальными и применяются исключительно при обжаловании решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. Общие положения об обжаловании, содержащиеся в статьях 139—141 HK РФ, применяются к данной процедуре с учетом положений ст. 101.2 HK РФ. Так, в ст.101.2 HK РФ допускается подача апелляционной жалобы. Подача жалобы означает, что решение налогового органа не вступило в силу. Апелляция предусмотрена только при обжаловании решения о привлечении (отказе в привлечении) к налоговой ответственности.
Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение 3 дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (п. 3 ст. 139 НК РФ).
Сущность апелляционного разбирательства состоит в том, что вышестоящий налоговый орган пересматривает по существу все материалы дела о налоговом правонарушении.
На время рассмотрения апелляционной жалобы решение налогового органа не подлежит исполнению без каких-либо дополнительных заявлений налогоплательщика, так как до завершения рассмотрения обжалуемое решение не считается вступившим в силу.
Налоговым законодательством возможность восстановления срока для апелляционного обжалования не предусматривается, ввиду этого срок подачи апелляции является пресекательным. Пропуск срока означает невозможность использовать апелляционный порядок рассмотрения материалов дела.
Для рассмотрения жалобы налогоплательщика и принятия решения вышестоящим налоговым органом отведен срок в течение 1 месяца со дня поступления жалобы. Этот срок может быть продлен для получения необходимых документов (информации) из нижестоящего налогового органа, до не более чем на 15 дней.
О принятом решении в течение 3 дней со дня его принятия сообщается в письменной форме подателю жалобы (п. 3 ст. 140 НК РФ). Поскольку в ст. 140 НК РФ момент вступления в силу решения вышестоящего налогового органа не установлен, указанное решение вступает в силу с момента принятия.
А. Рубцова.
Начальник отдела налогового аудита УФНС России по Орловской области.
Начать дискуссию