Зарплата

Работа по легализации заработной платы (Алтайский край)

Итоги работы УФНС России по Алтайскому краю по легализации заработной платы за 2008 год.

Итоги работы УФНС России по Алтайскому краю по легализации заработной платы за 2008 год

В 2008 году работа по легализации объектов обложения в отношении налогоплательщиков, выплачивающих низкую заработную плату, проводилась в тесном взаимодействии с органами местного самоуправления.

Отраслевой анализ показал, что основная доля работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного и среднеотраслевого уровней, преобладает в торговле, обрабатывающих производствах и строительстве. 

Территориальными налоговыми органами края переданы главам администраций списки налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня.
В сформированные списки включено 17,9 тысяч работодателей, из которых осуществляющих деятельность по специальным налоговым режимам – 13,3 тысяч (74%). В переданном списке количество предпринимателей–работодателей составило 7,6 тысяч (42%).

Оценивая значимость данной работы, администрации районов и городов подключились к работе по легализации объектов налогообложения. 

На сегодняшний момент в администрациях сформировалась своя практика применения мер, направленных на легализацию объектов обложения. 

К эффективным мерам, побуждающим плательщиков повышать заработную плату и отражать реальные результаты деятельности, относится: проведение администрациями анализа экономических показателей, в том числе, количества наемных работников, размера заработной платы, уровня рентабельности, при распределении субвенций,  кредитов, сумм на погашение процентов по банковским кредитам, а также допуска плательщиков к участию в конкурсах по инвестиционной деятельности, на право осуществления муниципальных заказов, закреплению маршрутов перевозок населения и др.

Экономическим стимулированием для  борьбы с «серыми» зарплатами является введение на административных территориях понижающего коэффициента для исчисления ЕНВД, учитывающего уровень заработной платы наемных работников.

По состоянию на 01.01.2009 на территории края 54 органами местного самоуправления принят понижающий коэффициент К2. Данные изменения в систему налогообложения для лиц, уплачивающих единый налог на вмененный доход, произведены с целью создания более выгодных условий для повышения заработной платы.

Из 5 тысяч работодателей, заслушанных на комиссиях в администрациях, 68% - отреагировали на рекомендации комиссии. Выше сложившегося среднеотраслевого показателя увеличили заработную плату 1323 или 39% работодателей. 

В связи с общественным резонансом более 800 работодателей самостоятельно повысили размер средней заработной платы. 

Для заслушивания на комиссиях, действующих в налоговых органах, был определен более узкий круг проблемных налогоплательщиков из 3 тысяч работодателей.

Работодатели, попавшие в зону риска, распределись по видам экономической деятельности следующим образом:
- оптовая и  розничная торговля – 1444  или 49,8 %;
- обрабатывающие производства – 555 или 19,2%;
- строительство –  263 или 9,1%;
- операции с недвижимым имуществом – 184 или 6,3%;
- транспорт и связь – 134 или 4,6%.

На заседаниях комиссий в налоговых органах рассмотрено 2859 работодателей, из которых 88% (2519) - повысили заработную плату, причем выше среднеотраслевого уровня увеличили заработную плату половина налогоплательщиков – 1206. 

Основная доля отреагировавших налогоплательщиков, повысивших заработную плату выше среднего уровня по основному ВЭД, приходится на следующие отрасли:
- оптовая и  розничная торговля – 55%;
- обрабатывающие производства – 39%;
- строительство –  41%;
- операции с недвижимым имуществом – 45%.

Следует отметить, что одной из причин значительного числа работодателей, включенных в списки для заслушивания на комиссиях разного уровня, является незнание налогоплательщиками порядка расчета среднесписочной численности, соответственно, и недостоверное отражение в отчетности, представляемой в налоговые органы, сведений о численности работников. В связи с чем, на семинары, проводимые с налогоплательщиками, приглашаются представители органов статистики для освещения данного вопроса. 

Проведенная совместная работа по легализации объектов обложения  способствовала устойчивым темпам роста поступлений единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ. 

По результатам анализа совместной работы налоговых органов и администраций городов и районов края по легализации заработной платы дополнительные поступления составили более 1,1 млрд. рублей или 4% от общего поступления налогов и взносов, исчисляемых от фонда оплаты платы.

За 2008 год единого социального налога, налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование поступило более 30 млрд. руб., что составило к аналогичному периоду прошлого года 125% и соответствует темпу роста ФОТ (125,9%). 

Наибольший темп роста среднемесячной заработной платы достигнут в следующих отраслях: оптовой и  розничной торговле – 134,7%; операции с недвижимым имуществом – 134,2%, сельское хозяйство – 130,4%, обрабатывающих производствах – 124,3%.

Отдел налогообложения физических лиц

Начать дискуссию