12 февраля в Управлении Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю состоялся круглый стол, на котором с представителями средств массовой информации обсуждались итоги работы налоговых органов края в 2008 году и перспективные направления деятельности на 2009 год. Руководитель УФНС России по Ставропольскому краю Дмитрий Вольвач в своем докладе осветил основные показатели работы и ответил на вопросы журналистов и редакторов ведущих изданий Ставропольского края.
Подводя итоги 2008 года, можно оценить масштабы влияния общего экономического спада, отмеченного в стране в последние месяцы года, на экономику Ставропольского края. Индекс промышленного производства в 2008 году составил 103% относительно предыдущего года. Увеличился объем продукции сельского хозяйства, составив 82,6 млрд. рублей, что на 16% больше, чем в 2007 году. Оборот розничной торговли вырос на 11,5% и составил 203,6 млрд. рублей. Вместе с тем, в ноябре и декабре 2008 года по отношению к соответствующим периодам предыдущего года темпы оборота розничной торговли сложились ниже, в основном, за счет сокращения объемов продаж легковых автомобилей, строительных материалов и обуви. Объем реализации платных услуг населению увеличился на 9%, оборот общественного питания – на 17 процентов. Наиболее наглядно в 2008 году прогрессировал фонд начисленной заработной платы. Увеличившись на 28 процентов, он составил 68,6 млрд рублей.
Пакет антикризисных мер, предпринятых Президентом и Правительством Российской Федерации в 2008 году, в числе приоритетных направлений включал в себя изменения в налоговом законодательстве, а также новую расстановку акцентов в деятельности налоговых органов на 2009 год. Одним из важнейших мероприятий в комплексе мер, обеспечивающих стабильность налоговых поступлений, стало создание ситуационных центров при центральном аппарате ФНС России и во всех регионах в октябре-ноябре прошлого года. В УФНС России по Ставропольскому краю ситуационный центр начал функционировать с октября. Работу этого координационного органа возглавляет руководитель УФНС России по Ставропольскому краю Дмитрий Вольвач. В состав координаторов входят также заместитель руководителя управления, начальники отделов и начальники налоговых инспекций края.
Работа ситуационного центра ведется в тесном взаимодействии с краевым антикризисным штабом. Объединение усилий разных государственных структур позволяет более оперативно принимать решения и последовательно применять их на практике. Первоначальная цель центра – четко отслеживать случаи задержек в перечислении налогов в бюджет банками и контролировать ситуацию со снижением объемов уплачиваемых налогов, анализируя причины такого снижения. Круг рассматриваемых вопросов постоянно расширяется. На заседаниях ситуационного центра, проводимых еженедельно, обсуждается деятельность бюджетообразующих предприятий края, ситуация в сельском хозяйстве и на алкогольном рынке, а также иные актуальные проблемы, требующие безотлагательного решения. В соответствии с рассматриваемыми вопросами на заседания приглашаются начальники территориальных налоговых органов Ставропольского края для компетентной оценки проблем и выбора оптимальных путей их решения. Вопросы на рассмотрение предлагают и непосредственно налоговые инспекции края. Специально для этих целей предусмотрен электронный канал связи, за которым закреплен специальный оператор.
На сегодняшний день проведено 12 заседаний. Была активизирована работа по осуществлению еженедельного мониторинга поступления доходов, администрируемых ФНС России, в бюджетную систему Российской Федерации, с учетом меняющихся условий развития экономики страны организована работа по прогнозированию поступлений в консолидированный бюджет Ставропольского края. На заседания центра приглашались представители ЦБ РФ по Ставропольскому краю, Сбербанка, Внешторгбанка по Ставропольскому краю, Россельхозбанка по Ставропольскому краю для информирования членов ситуационного центра о процедуре осуществления выдачи кредитов налогоплательщикам, в том числе сельскохозяйственным производителям.
Координаторами центра проводится ежемесячный мониторинг поступления налога на доходы физических лиц по крупнейшим налогоплательщикам, детальный анализ перечисления налога на доходы физических лиц в сопоставлении с данными отчетности по обязательному пенсионному страхованию.
Эффективность проводимой работы достаточно высока: оперативность информации, всесторонний анализ экономических показателей и системность подхода дают возможность предотвратить налоговые нарушения и стабилизировать ситуацию с поступлениями в бюджет, именно это позволило управлению, несмотря на снизившиеся к концу года темпы пополнения бюджета, обеспечить исполнение плановых заданий на 2008 год во все уровни бюджетной системы.
Поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации увеличились на четверть по сравнению с 2007 годом и составили 67,3 млрд. рублей. В федеральный бюджет перечислено 19,5 млрд. рублей; в консолидированный бюджет субъекта – 32,7 млрд. рублей; в государственные внебюджетные фонды – 15,1 млрд. рублей. Рост поступлений наблюдается во все уровни бюджетной системы: в федеральный бюджет на 14%, в консолидированный бюджет субъекта на 33%, в государственные внебюджетные фонды на 26 процентов.
Основной прирост поступлений в бюджетную систему обеспечен налогом на прибыль организаций (3,9 млрд. руб.) и налогом на доходы физических лиц (3,4 млрд. рублей). Темпы роста поступлений по вышеназванным налогам значительны и составляют 145% и 133% соответственно.
Поступления федерального бюджета в 2008 году составили 19,5 млрд рублей, увеличившись на 14% в сравнении с 2007 годом. Основная сумма прироста приходится на поступления по налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на добавленную стоимость и единому социальному налогу. Более чем на 40 процентов выросли поступления налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль, на 27 процентов увеличились поступления единого социального налога.
За 2008 год в краевой бюджет Ставропольского края мобилизовано 22,4 млрд рублей (на 37 % выше показателя 2007 года), в местные бюджеты поступило 10,4 млрд рублей (на 24% выше показателя 2007 года). Основная сумма прироста приходится на поступления по налогу на прибыль организаций – 3,2 млрд рублей, и по налогу на доходы физических лиц – 3,4 млрд рублей,
По всем доходам консолидированного бюджета наблюдается рост поступлений. Самый значительный рост по транспортному налогу (152,4%), налогу на прибыль организаций (146%), единому налогу, взимаемому в связи с упрощенной системой налогообложения (144%) и НДФЛ (133 процента). По земельному налогу, который является одной из основ бюджетов муниципальных образований Ставропольского края, при установленном годовом плановом показателе в сумме 783,3 млн рублей выполнение составило 136 процентов при темпе роста к 2007 году в 126 процентов.
Определившийся темп роста поступлений по земельному налогу стал возможным благодаря утверждению в регионе новых результатов государственной кадастровой оценки земель, а также отмене льгот для бюджетных учреждений муниципальной и краевой собственности.
Немаловажную роль в пополнении местных бюджетов сыграло эффективное межведомственное сотрудничество территориальных налоговых органов с регистрирующими органами и органами муниципальных образований.
В 2008 году в работе с муниципальными образованиями края была продолжена кампания по пополнению муниципальных бюджетов за счет увеличения сбора земельного налога, с использованием результатов кадастровой оценки земли. При этом, 131 муниципалитет отказался от бумажной рутиной работы и перешёл к формированию собственной электронной базы данных земельных участков. За год передано в электронном виде в налоговые органы 110164 сведений о земельных участках и их правообладателях.
Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в рамках программы обучения сотрудников органов местного самоуправления проведены учебные семинары по изучению порядка работы и возможностей программного комплекса «ЗУМО» с главными бухгалтерами 150 муниципальных образований.
В результате контрольной работы налоговых органов края местные бюджеты также значительно пополнились. По земельному налогу за 2008 год доначисления составили 75,8 млн рублей, что в 2 раза больше, чем в 2007 году. В 1,7 раза выросли доначисления единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составив 49,7 млн рублей, в 1,2 раза – доначисления по транспортному налогу (50 млн рублей).
Всего в течение 2008 года в результате проверок организаций и физических лиц налоговыми органами Ставропольского края дополнительно начислены налоги и налоговые платежи, предъявлены налоговые санкции в сумме 5,5 млрд рублей.
Прошедший год поставил перед контрольным блоком налоговых органов края новые задачи: общая концепция налоговой политики сместила акценты в деятельности налоговиков в сторону устранения лишних административных барьеров и, как следствие, сокращения количества выездных налоговых проверок, предоставив налогоплательщикам право выбора между добросовестным ведением бизнеса и применением рискованных схем минимизации налогов. Эти схемы и критерии опубликованы ФНС России, что дает возможность налогоплательщику самостоятельно оценить вероятность проведения выездной налоговой проверки.
На фоне сокращения количества выездных налоговых проверок повысились требования к качеству проведения предпроверочного анализа, и это отразилось на их результативности. По сравнению с 2007 годом результативность выездных налоговых проверок повысилась с 96,2 % до 97,8 процентов.
Вместе с тем, количество камеральных налоговых проверок превысило 1 миллион: в 2008 году налоговыми органами края проведено 1 150 080 проверок, что на 16 % больше, чем за 2007 год.
Упор на качество, а не количество позволил повысить результативность аналитической работы. Суммы самостоятельно уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств после даты начала налоговых проверок увеличились в 1,6 раза. За год налогоплательщики по собственной инициативе представили декларации на сумму 750 млн рублей.
Результатом качественно и профессионально проведенной аналитической работы стало также то, что в 2008 году сумма признанного необоснованным к возмещению налога на добавленную стоимость увеличилась в 3,6 раза и составила 5304 млн рублей.
Снижена на 25 % сумма уменьшенных платежей по решениям судебных органов о налоговых проверках, проведенных в течение 2008 года.
Сумма пени за несвоевременную уплату налогов, взносов и сборов снизалась почти на 9 %: за 2007 год дополнительно начислены пени в сумме 527 303 тыс. рублей, за 2008 год - 479 482 тыс. рублей.
Особую актуальность приобретает досудебное урегулирование споров. В 2009 году процедура досудебного урегулирования стала обязательной. В прошлом году эта работа также была результативна. В рамках досудебного урегулирования по выездным проверкам в 2008 году уменьшены платежи в сумме 1476,4 млн рублей, что в 13 раз превышает показатель 2007 года.
В обществе устойчиво сформировалась привычка добросовестно относиться к своим налоговым обязательствам, и с каждым годом методика контрольной работы совершенствуется, не оставляя поля деятельности налоговым махинаторам и защищая права законопослушных участников бизнеса.
Одним из важнейших направлений деятельности в прошлом году стала легализация налоговой базы. Эта работа нацелена на достижение как экономического, так и социального эффекта для края. Применение зарплатных схем ухода от налогообложения обделяет не только бюджет, но и ущемляет права работающих.
За год количество налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевой, снизилось с 9 тысяч в 2007 году до 2,5 тысяч в 2008 году. Такие налогоплательщики заслушивались на специальных заседаниях комиссий. Всего за год проведено 376 заседаний, на которых рассмотрены все отобранные для работы налогоплательщики.
В 2008 году эта работа проводилась в тесном контакте с муниципальными образованиями. Налоговыми органами организованы и проведены совещания с главами всех муниципальных образований, разработаны конкретные рекомендации по организации совместной работы, на заседаниях комиссий при муниципальных образованиях рассмотрено 1532 плательщика, выплачивающего заработную плату ниже среднеотраслевой, при налоговых органах заслушано 1026 плательщиков.
В результате работы комиссий по легализации налоговой базы, дополнительные поступления единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составили более миллиарда рублей, удельный вес дополнительных поступлений в результате работы комиссий составил около 8 процентов.
В целях повышения эффективности работы комиссий Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю практикуется проведение выездных заседаний комиссий в налоговых органах края с участием администраций муниципальных образований, представителей внебюджетных фондов, прокуратуры, органов социальной защиты населения. За текущий период проведено 16 выездных заседаний комиссий по легализации объектов налогообложения.
В 2008 году в Ставропольском крае был отмечен рост налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Плательщиков единого сельскохозяйственного налога по сравнению с 2007 годом стало больше на 27 процентов. Количество применяющих этот налоговый режим составило 2367 плательщиков. При плановом задании по поступлениям ЕСХН, составляющем 65,7 млн рублей, в доходы консолидированного бюджета поступило 127,5 млн. рублей. В сравнении с 2007 годом наблюдается рост поступлений в 2,5 раза.
Для налогоплательщиков-сельхозпроизводителей этот льготный режим налогообложения очень выгоден, и поэтому многие его применяют, не имея на это законных оснований.
В течение года налоговыми органами проводился серьезный анализ деятельности налогоплательщиков, применяющих этот и другие специальные режимы налогообложения. В процессе работы выявлялись нарушения, устанавливались взаимозависимые лица, наличие имущества и земли, анализировался размер заработной платы и др.
В результате установлены факты неправомерного применения ЕСХН 172 налогоплательщиками, это составляет 7% от общего количества плательщиков ЕСХН, в том числе 159 индивидуальными предпринимателями.
Увеличилось также количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Если в 2007 году их было 22551, то в 2008 – 27686. Плательщиков единого налога на вмененный доход тоже стало больше: с 63965 по данным 2007 года – до 70345 в 2008 году.
В прошедшем году была ощутимо снижена налоговая задолженность. В результате проведенных в 2008 году мероприятий по взысканию и урегулированию задолженности предъявлено к взысканию 8,9 млрд рублей, погашено в бюджет 8,8 млрд рублей. В бюджетную систему Российской Федерации от мер принудительного взыскания задолженности поступило 4,9 млрд рублей, урегулировано путем зачетов 3,9 млрд рублей.
Снижение задолженности достигнуто в результате повышения эффективности мер принудительного взыскания, а также списанием безнадежной к взысканию задолженности.
Эффективность мер принудительного взыскания задолженности налоговыми органами края составила 49,5 процента, что значительно больше, чем в 2007 году (30,8 процента).
С целью финансового оздоровлении сельскохозяйственного сектора экономики края со 100 организациями – сельскохозяйственным товаропроизводителями были заключены соглашения о реструктуризации долгов на сумму 486 млн рублей.
В ходе реализации процедур банкротства в течение 2008 года в бюджетную систему поступило 124,5 млн рублей в счет погашения задолженности, включенной в реестр требований кредиторов.
Активно использовался инструмент взыскания задолженности за счет имущества налогоплательщика, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса.
Сумма требований по рассмотренным судебным актам за отчетный период составила 3,6 млрд рублей, в пользу налоговых органов вынесено 73 % решений.
Вопрос организации работы по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц неоднократно был предметом рассмотрения совместных совещаний, проводимых Дмитрием Вольвачем совместно с главами муниципальных образований и начальниками территориальных налоговых органов.
В инспекциях края разработаны мероприятия, направленные на увеличение количества судебных приказов, направленных мировым судьям. Так, в сравнении с показателями 2007 года количество рассмотренных судебных приказов увеличилось в 2,5 раза.
Кроме того, налоговыми органами совместно с главами муниципальных образований и органами внутренних дел проводится работа по погашению задолженности по имущественным налогам физическими лицами.
В целях повышения эффективности работы по взысканию транспортного налога организовано взаимодействие с подразделениями ГИБДД. В местах проведения технического осмотра транспортных средств организовано рабочее место для сотрудника отдела урегулирования задолженности. Периодически проводятся рейды на постах ГИБДД.
Высоких результатов по взысканию задолженности удалось добиться благодаря четкой координации действий налоговых органов Ставропольского края, службы судебных приставов и администраций муниципальных образований.
Инспекции направляют списки недоимщиков-физических лиц по видам налогов в адрес администраций муниципальных образований, где данные списки рассматриваются. По результатам проведенной работы муниципальные образования направляют списки лиц, отказавшихся уплачивать сумму недоимки, в инспекции для взыскания через суд.
Списки должников также публикуются на сайте УФНС России по Ставропольскому краю.
Уровень снижения задолженности, достигнутый в 2008 году, подтверждает действенность всех этих мер.
Налоговые органы Ставропольского края значительно продвинулись вперед по уровню обслуживания налогоплательщиков. Управлением Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в целях повышения качества обслуживания налогоплательщиков, повсеместного внедрения современных технологий в сфере взаимодействия с налогоплательщиками и создания наиболее комфортных условий для граждан разработана «Программа совершенствования эффективности обслуживания налогоплательщиков для территориальных налоговых органов города Ставрополя и Ставропольского края», включающая в себя 21 пункт. В числе важнейших мероприятий, реализованных налоговыми органами в 2008 году, – введение биллинговой технологии, разработка и внедрение программы, позволяющей налогоплательщику самостоятельно контролировать состояние задолженности, работа с налогоплательщиками в информационной системе off-line, организация в холлах инспекций справочного бюро с рабочими местами администратора, а также сотрудников, осуществляющих регистрацию контрольно-кассовой техники, администрирование местных налогов, регистрацию и учет налогоплательщиков. В некоторых налоговых органах края внедрены наиболее прогрессивные методы работы с налогоплательщиками. В налоговых инспекциях города Ставрополя по Промышленному и Ленинскому районам и межрайонной налоговой инспекции № 9 (в г.Минеральные Воды) функционирует система электронного управления очередью, для размещения актуальной информации используются специальные мониторы и демо-система «бегущая строка». Это очень удобно для налогоплательщиков, и в дальнейшем эти технические достижения будут внедрены во всех инспекциях края.
В 2008 году было заключено соглашение с Северо-Кавказским отделением Сбербанка России о внедрении электронного документооборота по налоговым платежам физических лиц с использованием биллинговой технологии. В Ставропольском крае уже успешно применяется биллинговая технология при осуществлении налоговых платежей физических лиц.
В отделах работы с налогоплательщиками инспекций края установлены компьютеры, оснащенные программой «Узнай свою задолженность», с помощью которой налогоплательщик, введя свои идентификационные данные, может самостоятельно узнать, какие налоги нужно заплатить, а также получить сведения об имеющейся задолженности.
Большое внимание уделяется изучению общественного резонанса от усовершенствований: среди мероприятий программы – анкетирование налогоплательщиков, изучение общественного мнения и анализ полученной информации.
К числу несомненных достижений налоговых органов Ставропольского края можно отнести высокий уровень сдачи налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи. По этому направлению деятельности наш край занимает лидирующие позиции в стране. Среди юридических лиц 84 процента сдает отчетность по ТКС, а из числа предпринимателей – 83. Доступ к персональным сведениям в off-line имеют 17,4 процентов налогоплательщиков-организаций.
По данным регистрирующих органов Ставропольского края в течение 2008 года зарегистрировано 4339 вновь созданных юридических лиц, из них создано в результате реорганизации – 76; прекратили деятельность в связи с ликвидацией 744 юридических лица; 1331 недействующее юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа; в ЕГРЮЛ внесено 6798 записей об изменениях в учредительных документах юридических лиц.
В рамках реализации положений статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за 2008 год регистрирующими органами края принято и опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» 2035 решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.
За год 165 юридических лиц изменили адрес места нахождения с других субъектов на Ставропольский край (из Москвы – 68 организаций, Ростовской области – 18, Краснодарского края – 19 и др.); 229 юридических лиц выбыли за пределы Ставропольского края в другие регионы: в Москву (99 организаций), Карачаево-Черкесскую Республику (25), Дагестан (17) и др.
В течение 2008 года регистрирующими органами края в ЕГРИП внесено 17000 вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, 8427 человек прекратили деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, внесено 7758 записей об изменениях в сведениях о физических лицах - предпринимателях.
В планах налогового ведомства Ставропольского края на 2009 год дальнейшее усовершенствование работы с налогоплательщиками. В операционных залах инспекций будут размещены банковские терминалы по уплате налогов. Государственные инициативы по развитию малого и среднего предпринимательства будут предельно четко и последовательно проводиться по всей территории Ставропольского края. Ряд мер, направленных на стимулирование этого сектора экономики, уже предпринят налоговыми органами края. Ведется совместная с Центром занятости работа по привлечению людей, потерявших работу, в малый и средний бизнес. На территории всего края налоговыми инспекциями проведены семинары по вопросам государственной регистрации при открытии собственного дела, применения различных налоговых режимов и другим актуальным темам.
Сейчас создается общественный совет УФНС России по Ставропольскому краю и регионального отделения «Опоры России» с целью оперативного и эффективного взаимодействия налоговиков с предпринимательским сообществом края. Такая форма взаимодействия позволит оперативно реагировать на любые сигналы о работе ставропольских налоговиков, поступающие из предпринимательской среды.
Не теряют актуальности основные приоритеты 2008 года: повышение эффективности контрольной работы, урегулирование задолженности, легализация налогооблагаемой базы, совершенствование электронного информационного обмена с другими структурами. Все эти направления работы крайне важны для экономики края и страны. От эффективности работы налоговых органов, корректности и профессионализма, от оперативного реагирования на меняющиеся условия сейчас зависит объем поступлений в бюджеты всех уровней, а значит, и полнота реализации государственных задач.
Отдел общего обеспечения, работы
с налогоплательщиками и СМИ
УФНС России по Ставропольскому краю
Начать дискуссию