Новости ФНС

Краткие итоги работы налоговых органов Курганской области за 2008 год

Краткие итоги работы налоговых органов Курганской области за 2008 год

На расширенной коллегии Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области были подведены итоги работы налоговых органов за 2008 год. Вел работу коллегии и выступил с докладом руководитель Управления Ю.Г.Касьяненко.
Краткие итоги работы налоговых органов
Курганской области за 2008 год

В 2008 году в бюджеты всех уровней мобилизовано 21060,1 млн. руб., что на 15,5% превышает поступления 2007 года.

В федеральный бюджет направлено 4513,0 млн. руб., - это больше установленных индикативных показателей на 2,6%.

Выполнение бюджетных назначений обеспечено всеми инспекциями области, процент выполнения составил от 100 до 116.

В территориальный бюджет поступило 10529 млн. руб., рост к уровню 2007 год – 26,2%, из них направлено: в областной бюджет – 7717,6 млн.руб. (темп роста – 126,2%), в доходы местных бюджетов -  2811 млн.руб. (темп роста - 126,2 %).

Значительное место в формировании бюджета территорий занимает налог на доходы физических лиц. Его доля в доходах территории составляет более 50%.  Вторым по объему поступлений в территориальный бюджет (23,8%)  можно назвать налог на прибыль.

Бюджетные назначения в территориальный бюджет в целом выполнены на 98,8%.

Курганская область по темпам роста поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ в Уральском федеральном округе в целом занимает 3 место.

В Курганской области продолжает расти количество плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Удельный вес поступлений от данной категории в общей сумме налоговых доходов составил в 2006 году 5,9%, в 2007 году 5,5%, в 2008 году 6,3%.

В 2007, 2008 годах наблюдалась устойчивая положительная динамика в темпах роста поступлений от налогоплательщиков, применяющих  специальные  налоговые режимы. Так, в 2007 году поступило 648 024 тыс.руб., или на 24% больше, чем в 2006 году (523 070  тыс.руб.). В 2008 году поступило 874 806 тыс.руб., что на 35% больше, чем в 2007 году.

Налоговая нагрузка налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, с каждым годом увеличивается, но не резко. При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) средняя налоговая нагрузка с 01.01.2007 по 01.01.2009 года увеличилась на 10 тыс.руб. (с 45 тыс.руб. до 55 тыс.руб.), у плательщиков единого налога на вмененный доход (ЕНВД) с 23 тыс.руб. на 01.01.2006 до 27 тыс.руб., у сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)  - с 4,4 тыс.руб. на 01.01.2006 до 22 тыс.руб., что в разы ниже нагрузки налогоплательщиков, уплачивающих налоги по общеустановленной системе. Таким образом, налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства остается по-прежнему низкой, что дает им возможность динамично развиваться в сложных экономических условиях.

Всего в 2008 году индивидуальными предпринимателями, применяющими общую систему налогообложения, представлено деклараций 2783 по форме 3-НДФЛ, из них 127 сработали с нулевым результатом или с убытком (4,6%), 1390 - не осуществляли в 2007 году предпринимательскую деятельность (50,5% от общего числа фактически представленных индивидуальными предпринимателями деклараций). Таким образом, 55,1% индивидуальных предпринимателей вообще не уплачивают НДФЛ, а оставшиеся  налогоплательщики уплачивают налог с очень низкой налоговой базы.

По доходам 2007 года средний размер уплаченного НДФЛ на одного индивидуального предпринимателя составил 34 тыс. руб., что на 36% больше, чем в 2006 г. (в 2006 – 25 тыс. руб.). Однако, несмотря на увеличение исчисленных к уплате в бюджет сумм налога, налоговая нагрузка на 1 руб. валового дохода по сравнению с 2006 г. не изменилась и составила 0,32 коп.

На основании полученных налоговыми органами от налоговых агентов сведений, а также сведений, полученных от различных внешних источников, в целом по области выявлено 31376 налогоплательщиков, обязанных представить налоговую декларацию.

В 2008 году была продолжена работа по формированию достоверной базы плательщиков земельного налога и налога на имущество физических лиц. Принимаемые меры позволили увеличить процент идентификации земельных участков до 80,7%. (на 01.01.2008 было 73,8%)  и привлечь  к дополнительной уплате земельного налога более 36 тысяч граждан на общую сумму более 7 млн. руб.   По налогу на имущество -  более 4,3 тысяч граждан на общую сумму 7,6 млн. руб. по сравнению с 2007 годом. Общая сумма поступлений земельного налога, уплачиваемого физическими лицами, составила почти 46,9 млн.руб. (213 тыс. граждан), налога на имущество 35,7 млн.руб. (193,5 тыс. граждан).

В рамках реализации Концепции системы планирования выездных налоговых проверок налоговые органы области продолжают работу по целенаправленному отбору налогоплательщиков для выездных налоговых проверок, в том числе и по 12 критериям налоговых рисков. Критерии – это, прежде всего, определенные сигналы, как для налогоплательщика, так и в особенности для налогового инспектора, которые свидетельствуют, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы и, соответственно, этот налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов. При этом у таких налогоплательщиков есть право оценить свои налоговые риски и уточнить обязательства перед бюджетами, не дожидаясь налоговой проверки.

В 2008 году для проведения выездных налоговых проверок были отобраны 518 налогоплательщиков, из них 475 налогоплательщиков были утверждены по критериям налоговых рисков.

В ходе проведения камерального контроля после получения требований о представлении документов и уведомлений с требованием о предоставлении пояснений налогоплательщиками представлено 5 689 уточненных деклараций. В период проведения выездных налоговых проверок  представлено 454 уточненных декларации. Сумма уточненных налогоплательщиками налоговых обязательств в ходе проведения мероприятий налогового контроля составила более 214,7 млн. руб., или 258,1% к показателю аналогичного периода прошлого года (за 2007 год – 83,2 млн. руб.), в том числе, представлены уточненные декларации,  увеличивающие сумму налоговых обязательств на 109,6 млн. руб.

Следует отметить, что при подаче уточненных деклараций одним из условий является уплата налогоплательщиками заявленных сумм в бюджет.

Всего по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, проведенных в 2008 году,  дополнительно  начислено налогов и других платежей 580,6 млн. руб., что составило 129,1 % к уровню 2007 года (449,7 млн. руб.).

По результатам контрольной работы сумма поступивших платежей в 2008 году составила 302,7 млн. руб., или 52,1% от суммы доначисленных платежей.

Налоговые органы в своей контрольной деятельности помимо налоговых проверок осуществляют контроль за госрегулируемыми видами деятельности  в сфере оборота алкогольной продукции, применения ККТ, организаторов азартных игр и лотерей посредством проведения оперативных проверок, которых в 2008 году проведено 7 153.

Нарушения законодательства о применении ККТ выявлены в ходе 729 проверок и предъявлены штрафные санкции на сумму более 3,8 млн.руб.,  при этом 76,1 % от всех нарушений допустили индивидуальные предприниматели.           

По контролю за оборотом алкогольной  продукции в  розничной сети налоговыми органами проведено 1313 проверок, выявлено 203 нарушения, применены административные штрафы на общую сумму 3564 тыс.руб. 

Всего за 2008 год в арбитражном суде и судах общей юрисдикции с участием налоговых органов Курганской области рассмотрено 25264 дела, что на 66 % больше, чем в 2007 году. Общая сумма рассмотренных требований за 2008 год составила 275 млн. 539 тыс. руб., что на 54 % больше, чем в 2007 году.    

За 2008 год налоговыми органами области составлено и направлено на рассмотрение в суд 2727 протоколов об административных правонарушениях. Налоговыми органами рассмотрено 1277 дел об административных правонарушениях и  вынесено 1185 постановлений о назначении административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 7 млн. 901 тыс. руб.

При снижении за год задолженности по местным налогам  на 5,1 млн. руб. и по ЕСН  на 71,2 млн. руб., задолженность налогоплательщиков в целом по области увеличилась на 139,9 млн. руб. (на 11%).  На начало 2009 года они имеют долги перед консолидированным бюджетом Российской Федерации в сумме 1822,9 млн. руб., в том числе по налогам - 1410,3 млн. руб.

В результате принятых  к должникам  мер принудительного взыскания дополнительно поступило в консолидированный бюджет задолженности в сумме 1,7 млрд. руб., что в 2,3 раза больше, чем в  2007 году. 

Эффективность применения инспекциями такой меры взыскания, как направление должникам требований об уплате налогов, по области составила 45% (от суммы направленных налогоплательщикам требований), при аналогичном показателе  2007 года - 29%. Сумма задолженности, добровольно оплаченная должниками по требованиям, составила 1,3 млрд. руб.

Уполномоченным органом  по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является с 2004 года  ФНС России. Представляют службу в этом вопросе территориальные налоговые органы, функции которых строго регламентированы.

В частности, в нашу обязанность входит принятие решений о направлении в суд заявлений о признании должников банкротами при наличии соответствующих признаков. Реализуя эту обязанность, инспекции в 2008 году приняли  79 решений. На момент их принятия эти должники имели  задолженность   по обязательным  платежам  в сумме  103,1 млн. руб.

По инициированию процедур банкротства действующих должников инспекциями в 2008 году было принято 44 решения, что больше, чем в предыдущем году на 18. Сумма  задолженности, которую имели эти должники перед бюджетом, составила 51,7 млн. руб.

Всего на 01.01.2009 года  в налоговых органах области состоит на  налоговом учете по месту нахождения 17514 организаций и 20623 индивидуальных предпринимателя. Причем количество поставленных в 2008 году на учет юридических лиц преобладает над количеством индивидуальных предпринимателей (3667 единиц против 1156).

За 2008 год всего внесено 108173 записи о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе 52727 записей внесено в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) и 55446 – в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП). По сравнению с 2007 годом количество записей в ЕГРЮЛ увеличилось на 46%, в ЕГРИП -  на 6 %.

Налоговыми органами области усилен контроль за полнотой и достоверностью предоставляемых документов на государственную регистрацию.

Увеличилось количество отказов в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (2008 год – 298 событий, 2007 год – 185 событий), при этом количество отказов  в 2008 году по сравнению с прошлым годом увеличилось в отношении юридических лиц на 39%, в отношении индивидуальных предпринимателей в 2 раза.

Основная причина отказов - представление документов, не соответствующих требованиям (286 из 298).

По сравнению с 2007 г. в 2008 году на 35% увеличилось общее количество должностных лиц юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных налоговыми органами Курганской области к ответственности по ч.3 ст. 14.25 КоАП РФ за нарушения в сфере государственной регистрации.

В 2008 году налоговые органы Курганской области предоставляли разовые сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП – 25259 раз, в т.ч. государственным органам и органам местного самоуправления, заинтересованным физическим и юридическим лицам.

За 2008 год  зарегистрировано 435 982 налоговых декларации и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов (за 2007 год – 390 493). Кроме того, зарегистрировано 589 тысяч  справок о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.      

Рост количества представляемой отчетности повлек за собой увеличение нагрузки на специалистов инспекций, занятых на приеме и вводе деклараций. Для снижения напряженности в налоговых инспекциях, особенно в отчетные дни, была активизирована работа по привлечению налогоплательщиков к сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Кроме того ФНС России было доведено задание по привлечению налогоплательщиков к представлению отчетности в электронном виде. В результате организованной и целенаправленной работы задание по юридическим лицам при плане 38% выполнено в 38,7%, по  индивидуальным предпринимателям  при плане 23% выполнено в  27,1%.

Представление отчетности по Интернету – это еще и дополнительные информационные услуги налогоплательщикам, которыми они охотно пользуются. Без особых проблем, не выходя из своего офиса, налогоплательщик может получить интересующую его информацию. За отчетный период в налоговые органы области от налогоплательщиков поступило почти 15 тысяч  запросов о предоставлении информационных услуг.

Наибольшее количество запросов связано с предоставлением справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, выписки операций по расчетам с бюджетом, актов  совместной сверки расчетов. 

За 2008 год в налоговые органы области поступило 22 тысячи письменных запросов и обращений налогоплательщиков и на все даны ответы. Для них проведено 232 тематических семинара, изготовлено и распространено более 500 информационных материалов общим тиражом более 15000 экземпляров. 

Взаимодействие со СМИ всегда было одним из значимых направлений в работе по информированию налогоплательщиков. За 2008 год в газетах и журналах размещено 587 статей.

Управление в целях оперативного информирования налогоплательщиков активно использует возможности официального сайта в сети Интернет. На сайте за 2008 год размещено 300 материалов. Его посетили 24 000 пользователей сети Интернет (за 2007 год – 11 055). Количество визитов составило 90 916 (за 2007 год – 40 477).

Начать дискуссию