Начиная с 2006 года, на территории России функционирует Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая предназначена для осуществления государственного контроля за объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Введение ЕГАИС стало стремлением государства побороть поток суррогатного спиртного, захлестнувшего Россию, и от которого ежегодно погибают десятки тысяч наших сограждан, а также поставить под контроль качественный, но нелегально произведенный алкоголь.
Основными задачами системы являются:
1. Защита экономических интересов Российской Федерации в области производства и оборота спиртосодержащей продукции. Обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в этой сфере.
2. Повышение налоговых поступлений в бюджет РФ за счет вытеснения с рынка контрафактного алкоголя.
3. Организация и осуществление государственного учета и отчетности в области производства и оборота алкогольной продукции.
4. Обеспечение информационной поддержки органов власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота спиртного, а также условий предусмотренных лицензиями.
В течение этого времени система постоянно совершенствовалась, что положительно влияло не только на работу программно-технических комплексов ЕГАИС, но и на работу организаций, имеющих лицензии на производство и оборот спиртного.
За данный период собран большой массив информации, позволяющий контролировать движение федеральных и акцизных специальных марок, объемы оборота алкоголя, а также его легальность.
Государство старается быть последовательным в своих действиях и разрабатывает правила, которыми будут пользоваться участники алкогольного рынка. Так, приказом Минфина РФ от 19.08.2008 №82н утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной налоговой службой государственной функции по ведению Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (опубликован в «Российской газете» 08.10.2008, зарегистрирован в Минюсте РФ 01.10.2008 №12377).
Регламент регулирует взаимоотношения налоговой службы с одной стороны и производителей спиртного - с другой. Его цель – до мельчайших деталей описать порядок взаимоотношений, которые возникают в связи с работой ЕГАИС.
Результатом исполнения государственной функции является:
- фиксация и хранение в ЕГАИС информации об организациях-заявителях, о продукции, об объеме производства и оборота продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции каждого вида и наименования, об изготовленных федеральных специальных и акцизных марках, отдельно по марке каждого образца и по каждой организации-заявителю, их приобретающей (далее - информация);
- предоставление информации, содержащейся в ЕГАИС
В регламенте детально описаны все процедуры, которые налоговые органы осуществляют при ведении ЕГАИС - от установки программных средств до использования информации, которая попадает в систему. Расписано, что и в какой срок обязаны делать налоговики. При этом исполнение государственной функции осуществляется бесплатно.
Так, документ предусматривает обязательное предоставление налогоплательщикам сведений о регламентируемой государственной функции с использованием информационных стендов, по телефону, электронной почте, посредством размещения на Интернет-сайте, публикации в средствах массовой информации и т.п.
Как говорится в Регламенте, на информационных стендах в налоговых органах, а также их официальных сайтах должны размещаться данные о почтовом адресе налогового ведомства, справочных телефонах, графике работы, номерах кабинетов структурного подразделения, отвечающего за работу ЕГАИС, перечень и образцы документов, нормативно-правовые акты, регламентирующие данную процедуру.
При телефонном обращении, сотрудник налогового ведомства обязан полно и точно ответить на вопросы, связанные с приемом-передачей сведений для ЕГАИС. По письменным запросам ответ направляется почтой в адрес заявителя не позднее 30 дней со дня регистрации письма.
Срок рассмотрения налоговым органом заявления о готовности к установке (снятию) программных средств ЕГАИС, также как и акта о готовности к подключению технических средств организации к техническим средствам ЕГАИС, не может превышать 2-х рабочих дней с момента подачи документов.
Период проверки территориальным налоговым органом возможности использования установленных программных средств организации для фиксации и передачи информации в ЕГАИС не может превышать трех рабочих дней с момента выдачи организации-заявителю носителя информации с файлом регистрации организации и носителя информации с электронным ключом защиты информации. Аналогичный срок установлен для рассмотрения налоговым органом заявки о фиксации, представленной организацией-заявителем по телекоммуникационным каналам связи.
Решение о возможности (невозможности) уточнения сведений, содержащихся в ЕГАИС, принимается налоговым органом не позже 30 дней со дня получения организации заявления о необходимости уточнения информации, содержащейся в ЕГАИС. А вот срок предоставления справки на запрос заявителя о предоставлении данных, содержащихся в ЕГАИС, не может превышать 10 дней со дня передачи в надлежащий налоговый орган такого запроса.
Административным регламентом установлен перечень документов, представляемых в налоговый орган для исполнения государственной функции, порядок их направления и основания для отказа в рассмотрении.
Так, в фиксации информации в ЕГАИС территориальным налоговым органом может быть отказано в случае выявления указанным органом в заявке о фиксации недостоверных и (или) искаженных сведений, а также в случае отсутствия в заявке о фиксации информации, предусмотренной порядком ее заполнения.
Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:
- установка программных средств организации в технические средства организации и подключение технических средств организации к техническим средствам налоговых органов;
- опломбирование (опечатывание) технических средств организации, (удаление (снятие) пломб (печатей) с указанных средств;
- установка (смена) программных средств налоговых органов в технические средства налоговых органов;
- получение и рассмотрение территориальным налоговым органом заявки о фиксации;
- уточнение по заявлению организации-заявителя информации, зафиксированной в ЕГАИС;
- хранение территориальным налоговым органом информации, содержащейся в ЕГАИС;
- использование налоговым органом технических средств налоговых органов и обработка информации, содержащейся в ЕГАИС;
- предоставление информации, содержащейся в ЕГАИС;
- снятие территориальным налоговым органом у организации-заявителя программных средств организации.
В случае несогласия организации-заявителя с действиями (бездействием) должностных лиц территориальных налоговых органов и ФНС России, решениями, принятыми ими в ходе исполнения государственной функции, могут быть обжалованы ими в досудебном и судебном порядке.
Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы в ФНС России и (или) Министерство финансов Российской Федерации, поступившей лично от заявителя (представителя заявителя) или направленной в виде почтового отправления.
В приложениях к регламенту приведены формы всех документов, которые используются при ведении ЕГАИС.
Как ожидается, административный регламент позволит налоговой службе и участникам алкогольного производства наладить более прозрачные, понятные и урегулированные взаимоотношения, что пойдет на пользу как налоговикам, так и производителям спиртного.
Аналитический отдел
Управления ФНС России по Тамбовской области
Начать дискуссию