Налоги, взносы, пошлины

Организация проведения лотереи

Информация Управления ФНС России по Приморскому краю.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон №139-ФЗ), лотерея – это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом.

Организатором лотереи может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование или юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации и получившее в соответствии с Законом №139-ФЗ право на проведение лотереи. При этом проведением лотереи является осуществление мероприятий, включающих в себя: заключение договоров с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров, распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертиза выигрышных лотерейных билетов, выплата, передача или предоставление выигрышей участникам лотереи.

Организатор лотереи проводит лотерею непосредственно или через оператора лотереи посредством заключения с ним договора и несет ответственность перед участниками лотереи за исполнение своих обязательств по договору. При этом, согласно пп.9 ст.2 Закона №138-ФЗ, оператором лотереи может являться только юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, и заключившее договор с организатором лотереи на проведение лотереи от его имени и по его поручению и имеющее соответствующие технические средства.

 Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, определено Законом от 11.11.2003г. №138-ФЗ «О лотереях». Указанным Законом даны классификации видов лотерей, определены цели и способы регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, установлен порядок контроля их проведения, а также указана ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.

Федеральная налоговая служба, в соответствии с п.5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. №506, выполняет следующие функции государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей:
- выдает разрешения на проведение всероссийских лотерей;
- рассматривает уведомления о проведении стимулирующих лотерей;
- ведет в установленном порядке государственный реестр лотерей и государственный реестр всероссийских лотерей;
- осуществляет контроль за проведением лотерей, в том числе и за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

Всероссийская лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации (п.4 ст.3 Закона №138-ФЗ).

Стимулирующая лотерея – это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи (пп.2 п.3 ст.3 Закона №138-ФЗ). Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев (п.4 ст.7 Закона №138-ФЗ).

Государственное регулирование отношений, возникающих в области организации и проведения всероссийских лотерей и стимулирующих лотерей, различно.

Организатор лотереи, при принятии решения о проведении всероссийской лотереи, обязан в соответствии со ст.6 Закона №138-ФЗ получить Разрешение на проведение лотереи.

Рассмотрение вопроса о выдаче заявителю разрешения на проведение всероссийской лотереи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2004г. №338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях»» выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей возложена на Федеральную налоговую службу.

Согласно п.6 ст.6 Закона №138-ФЗ, заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи составляется в произвольной форме, но должно содержать указание на срок проведения лотереи и вид лотереи. К заявлению о предоставлении разрешения на проведение конкретной лотереи должны прилагаться следующие документы:
1) условия лотереи;
2) нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);
3) макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и при необходимости способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;
4) правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;
5) технико-экономическое обоснование проведения лотереи на весь период ее проведения с указанием источников финансирования расходов на организацию лотереи, проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от проведения лотереи;
6) описание и технические характеристики лотерейного оборудования;
7) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов заявителя;
8) бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о предоставлении разрешения на проведение лотереи;
9) выданная налоговыми органами справка о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;
10) порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;
11) порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;
12) порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;
13) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

Заявление о предоставлении разрешения на проведение лотереи рассматривается федеральным органом исполнительной власти в течение двух месяцев со дня подачи необходимых документов. Отказ в выдаче разрешения на проведение лотереи возможен в случае:
1. несоответствия документов, представленных заявителем для получения разрешения на проведение лотереи, требованиям Закона №138-ФЗ;
2.  представления заявителем недостоверных сведений;
3.  наличия у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов;
4. возбуждения в отношении заявителя арбитражным судом дела о несостоятельности (банкротстве).

 Статьей 7 Закона №138-ФЗ оговорено, что право на проведение стимулирующей лотереи возникает в том случае, когда в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, направлено уведомление о проведении стимулирующей лотереи.

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи (с приложением необходимых документов) должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в ФНС России не менее чем за 20 дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения, организатора лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

П.3 ст.7 Закона №138-ФЗ установлено, что ФНС России в течение 15 дней со дня получения уведомления о проведении стимулирующей лотереи имеет право запретить проведение лотереи по одному из следующих оснований:
1. представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с Законом №138-ФЗ;
2. несоответствие представленных документов требованиям Закона №138-ФЗ;
3. представление недостоверных сведений;
4. наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.

Проведение лотереи без получения в установленном порядке разрешения на проведение лотереи или без направления в установленном порядке уведомления влечет, согласно аб.1 ст.14.27 КоАП, наложение административного штрафа. Для граждан размер административного штрафа составляет от 2 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб., для должностных лиц - от 4 тыс. руб.  до 20 тыс. руб., для юридических лиц - от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

 Помимо выдачи разрешений на проведение всероссийских лотерей и рассмотрения уведомлений о проведении стимулирующих лотерей, Федеральная налоговая служба осуществляет ведение государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей.

Указанная государственная функция осуществляется ФНС России на основании Административного регламента, утвержденного Приказом Минфина РФ от 25.10.2007г. №93н (далее – Административный регламент).

Единый государственный реестр лотерей состоит из двух частей: в 1-й части регистрируются международные, всероссийские, региональные и муниципальные лотереи, организаторы которых получили разрешения ФНС России и иных уполномоченных органов на их проведение; во 2-й части регистрируются международные, всероссийские, региональные и муниципальные стимулирующие лотереи, организаторы которых направили в ФНС России и иные уполномоченные органы уведомления о проведении лотерей и получили право на их проведение в установленном порядке.

Государственный реестр всероссийских лотерей состоит из двух частей: в 1-й части регистрируются всероссийские лотереи, организаторы которых получили разрешение ФНС России на их проведение; во 2-й части регистрируются всероссийские стимулирующие лотереи, организаторы которых направили в ФНС России уведомление о проведении лотереи и получили право на ее проведение в установленном порядке.

Оба реестра публикуются на официальном Интернет-сайте ФНС России по электронному адресу: www.nalog.ru. Порядок предоставления Федеральной налоговой службой информации из государственного реестра всероссийских лотерей определен ст.5 Административного регламента.

 Контроль за проведением лотерей, в том числе и за целевым использованием выручки от проведения лотерей, осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Законом №138-ЗФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким нормативным правовым актам Российской Федерации относятся Приказ Минфина РФ от 09.08.2004г. №66н «Об установлении форм и сроков предоставления отчетности о лотереях и методологии проведения лотерей» и Приказ Минфина РФ от 16.09.2004г. №83н «Об утверждении Правила осуществления контроля за проведением государственных лотерей и негосударственных лотерей, проводимых от имени муниципального образования, а также форм и сроков предоставления отчетности о проведении государственной лотереи и негосударственной лотереи, проводимой от имени муниципального образования».

Проверка соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации осуществляется по представленным в Федеральную налоговую службу отчетам организаторов (операторов) лотерей, а также при проверке организатора (оператора) лотереи представителями ФНС России.

Формы и сроки предоставления отчетности организатором (оператором) государственной всероссийской лотереи определены Приказом Минфина РФ от 16.09.2004г. №83н (приложение №2).

Форма и сроки предоставления отчетности организатором стимулирующей лотереи определены Приказом Минфина РФ от 09.08.2004г. №66н (приложение №1, Форма отчетности о проведении стимулирующей лотереи).

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2004г. №338 «О мерах по реализации Федерального закона «О лотереях»» утвержден перечень сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу.

Федеральная налоговая служба, с целью контроля за проведением лотереи, вправе проводить плановые и внеплановые проверки организатора (оператора) лотереи на предмет соответствия лотерей их условиям и законодательству Российской Федерации, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год по утвержденному уполномоченным органом плану.

Внеплановая проверка может проводиться в случае необходимости проверки достоверности представленных сведений; получения ФНС России от органов государственной власти информации о нарушении организатором лотереи при проведении лотереи требований действующего законодательства Российской Федерации; обращения участников лотереи с жалобами на нарушение их прав и законных интересов.

При проведении проверки организатор (оператор) лотереи обязан предоставлять документы, сведения и объяснения, необходимые для ее проведения, а также обеспечить беспрепятственный доступ проверяющих к необходимой документации, к лотерейному оборудованию и организовать условия проведения проверки и присутствие соответствующих должностных лиц.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается организатору (оператору) лотереи.

Проверка работы тиражной комиссии осуществляется выборочно посредством:
- проверки представленных организатором лотереи документов о проведении тиража (протокол);
- выезда представителя соответствующего уполномоченного органа для контроля за проведением тиража.

При проверке проведения лотереи с использованием лотерейного оборудования осуществляется контроль соответствия (неизменности) используемого программного обеспечения лотерейного оборудования заявленному (представленному) на момент получения разрешения.

В случае выявления при проведении всероссийской лотереи нарушения организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации Федеральная налоговая служба выносит решение об устранении организатором лотереи выявленного нарушения в срок, не превышающий 30 календарных дней.

Организатор лотереи обязан уведомить ФНС России об устранении нарушений в установленный уполномоченным органом срок.

В случае неисполнения организатором лотереи решения ФНС России, либо представления организатором лотереи неполной или недостоверной информации Федеральная налоговая служба выдает организатору лотереи предписание с указанием срока устранения организатором лотереи нарушений, повлекших за собой выдачу предписания. Указанный срок не может превышать 30 календарных дней.

В случае неоднократного или грубого невыполнения организатором лотереи требований предписания, а также при выявлении нецелевого использования средств, полученных от проведения лотереи, нарушения организатором лотереи требований Закона №138-ФЗ и условий лотереи, невыполнения обязательных нормативов лотереи, установленных ст. 10 Закона №138-ФЗ, Федеральная налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве выданного организатору лотереи разрешения на проведение всероссийской лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия разрешения на проведение лотереи до вступления в законную силу решения суда.

Федеральная налоговая служба так же вправе обратиться в суд с заявлением об отзыве действия стимулирующей лотереи с одновременным вынесением решения о приостановлении действия стимулирующей лотереи до вступления в законную силу решения суда в следующих случаях:
1) нарушение организатором лотереи условий лотереи, а также требований действующего законодательства Российской Федерации;
2) представление организатором лотереи в уполномоченный орган неполной или недостоверной информации.

 E.А. Павлова,  заместитель начальника контрольного отдела Управления ФНС России  по Приморскому краю

Начать дискуссию