Онлайн-кассы

Контрольно-кассовая техника: вопрос-ответ

Специалисты УФНС России по Воронежской области отвечают на типовые вопросы налогоплательщиков.

Вопрос:
Я являюсь индивидуальным предпринимателем и уплачиваю единый налог на вмененный доход, рассчитываемый от занимаемой площади, а не от выручки. Зачем в таком случае мне применять контрольно-кассовый аппарат? К тому же обслуживание кассы, включая замену ЭКЛЗ, в настоящее время очень дорогое. Индивидуальный предприниматель Язев Роман Александрович

Ответ:        
В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
        
Согласно п. 5 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождаются от обязанности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
        
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
        
Как указывает Министерство финансов РФ в письме от 04.02.2009 №03-01-15/1-47 в этих целях разработан комплекс мер, направленных на исключение возможности корректировки данных, накапливаемых контрольно-кассовой техникой, включая мероприятия по совершенствованию технических средств защиты информации в контрольно-кассовой технике, что позволит значительно увеличить легальную выручку от продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также увеличить налоговые поступления за счет снижения потерь бюджета от использования устройств корректировки фискальной памяти контрольно-кассовой техники.
        
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.02.2005 N 22-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина, в которой заявитель указывал, что приобретение контрольно-кассовой техники является для него непосильным бременем. Основанием для отказа явились положения ст. 34 Конституции Российской Федерации о реализации права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, которое зависит от способностей и имущественного положения самого гражданина.
        
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" даны разъяснения, согласно которым в целях соблюдения порядка общественных отношений в сфере торговли и финансов, правил государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов) организацией и индивидуальным предпринимателем должны исполняться положения Федерального закона, а также требования, касающиеся качественных и технических характеристик контрольно-кассовой техники, и иные условия, определенные Правительством Российской Федерации на основании п. 1 ст. 4 Федерального закона.
        
В решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что применение контрольно-кассовой техники имеет многофункциональное значение и направлено на обеспечение интересов граждан в области торговли и оказания услуг, защиту прав потребителя, а также охрану установленного порядка торговли и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой (в том числе налоговой) дисциплины; применение контрольно-кассовой техники в предпринимательской деятельности служит ведению учета поступления и выдачи наличных денежных средств при совершении сделок.

Начальник контрольного отдела Управления ФНС России по Воронежской области Ляшенко Ольга Ивановна

Начать дискуссию