Вопрос:
Является ли трехлетний срок исковой давности привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренный статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации, пресекательным сроком, истечение которого является безусловным основанием освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 86 статьи 1 Федерального закона № 137-ФЗ в статью 113 НК РФ введен пункт 1.1, вступивший в силу 1 января 2007 г., согласно которому течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.
Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 НК РФ. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.
Положения статьи 113 НК РФ не могут истолковываться как предполагающие, что установленный ими срок давности распространяется равным образом как на тех налогоплательщиков, которые соблюдают свои обязанности при осуществлении налогового контроля, так и на тех, которые такому контролю противодействуют.
Также необходимо отметить, что в пункте 5.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального Арбитражного суда Московского округа» был сделан вывод о допустимости "приостановления" течения срока давности в случае, если налогоплательщик противодействовал проведению налоговой проверки.
Таким образом, налоговый орган имеет право привлечь налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения за пределами трехлетнего срока давности, установленного пунктом 1 статьи 113 НК РФ, поскольку данный срок не является пресекательным, если налогоплательщик активно противодействовал проведению выездной налоговой проверки, в результате которой было установлено нарушение законодательства о налогах и сборах, за которое налогоплательщик подлежит ответственности, при условии соблюдения процессуальных требований НК РФ, что позволяет соблюсти баланс частных и публичных отношений.
Д.А. Квасов, заместитель начальника правового отдела
УФНС России по Оренбургской области
Начать дискуссию