В Управлении ФНС России по Курганской области состоялась расширенная коллегия, на которой были подведены итоги работы налоговых органов области в 2009 году и определены задачи на текущий год. С докладом выступил руководитель Управления Ю.Г.Касьяненко. Он сообщил, что за 2009 год в бюджетную систему Российской Федерации (включая поступления в государственные внебюджетные, фонды) поступило 19,5 млрд. руб., что на 7,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
В консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизовано 13,6 млрд.руб., что на 10,2% меньше, чем в прошлом году.
Не смотря на общее снижение поступлений обеспечен рост поступлений по акцизам, имущественным налогам и налоговым платежам за пользование природными ресурсами.
Кризисные явления в экономике страны повлияли на поступление налогов от предприятий различных отраслей.
Если в 2008 году все основные отрасли экономики демонстрировали значительные темпы роста, то в 2009 году предприятия почти всех отраслей экономики столкнулись с существенным сокращением выручки и как следствие – резко сократились налоговые платежи. Наибольшее снижение поступлений наблюдается от обрабатывающих предприятиях – на 29%, или на 1 млрд. руб., от производства и распределения электроэнергии, газа и воды – на 93%, или на 480 млн.руб., транспорта и связи – на 13%, или на 254 млн.руб., от организаций финансовой деятельности – на 41%, или на 232 млн.руб. Не дали снижения плательщики, относящиеся к таким отраслям, как добыча полезных ископаемых, торговля, бюджетные организации.
Индикативные показатели по сбору налогов и сборов в федеральный бюджет, установленные ФНС России в сумме 3,7 млрд.руб., выполнены на 102,9%.
В консолидированный бюджет области поступило налоговых платежей 9,8 млрд.руб., это 92,9% к прошлому году. В местные бюджеты удалось направить 2,9 млрд.руб. – это на 2,7% больше, чем за предыдущий год.
Годовые бюджетные назначения консолидированного бюджета Курганской области по состоянию на 01.01.2010г. выполнены на 100,5%, в том числе 100,4% - областной бюджет, 100,7% - местные бюджеты.
Таким образом, задачи по исполнению бюджетов разных уровней на 2009 год полностью выполнены.
Основная масса администрируемых ФНС России доходов консолидируемого бюджета обеспечена поступлениями налога на доходы физических лиц (38%), имущественными налогами (16%), НДС (14%). Доля налога на прибыль уменьшилась на 8 процентных пунктов.
Налоговая база для исчисления налога на прибыль значительно уменьшилась, что не позволило обеспечить рост поступлений. Так, в региональный бюджет поступило около 1,5 млрд.руб., что к уровню 2008 года составляет только 60%. При этом наблюдается снижение числа прибыльных налогоплательщиков и увеличение нулевых и убыточных.
Одной из основных задач на 2010 год является усиление работы с убыточными организациями и недопущение снижения налоговой базы.
Поступления налога на добавленную стоимость снизились на 18,8% и составили 2,1 млрд. руб. Снижение связано в основном с изменением порядка уплаты налога и сложившейся экономической ситуацией.
В 2009 году Управлением активизирована работа по выявлению, оперативному сбору доказательной базы и анализу схем, используемых налогоплательщиками для неправомерного возмещения НДС по внутренним оборотам и при экспорте товаров. В результате контрольной работы по НДС, доначисления составили 200 млн.руб. (в 2008 году - 132 млн.руб.).
Основной задачей на 2010 год является выявление схем неправомерного возмещения НДС.
Все большее количество налогоплательщиков применяет специальные налоговые режимы. Количество налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, по сравнению с предыдущим годом увеличилось на 21% - до 10752, применяющих ЕСХН не изменилось (810), а применяющих ЕНВД снизилось на 9% и составило 12323. Данное снижение произошло за счет изменения законодательства, многие налогоплательщики перестали заниматься деятельностью, облагаемой ЕНВД, в связи с тяжелыми экономическими условиями.
Что касается видов деятельности, охваченных малым бизнесом, то преимущество отдается оптовой и розничной торговле - 49% от всех налоговых доходов по специальным налоговым режимам, «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» - 4,5%, «Транспорт и связь» - 2%.
Основные задачи: в связи с внесением изменений в законодательство количество поступающих налоговых деклараций значительно снизилось, следовательно, нужно обратить особое внимание на качество проведения камеральных проверок, сделав особый акцент на междокументальный контроль. Необходимо более полно использовать информационные ресурсы, извлекая сведения, поступающие из внешних источников. Следует проводить более конкретную работу с налогоплательщиками, допустившими снижение поступлений, регулярно получающих убытки, имеющих критическое приближение доходов к предельному уровню, установленному законодательством, а при применении упрощенной системы налогообложения – постоянно уплачивающих минимальный налог.
На протяжении последних лет наметилась чёткая тенденция к увеличению числа налогоплательщиков, представляющих налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц (в сравнении с 2008 годом количество таких деклараций увеличилось на 19%).
Значительное увеличение количества декларантов произошло за счет граждан, декларирующих свои доходы c целью получения социальных и имущественных налоговых вычетов (за 2006 год - 24035 деклараций, за 2007 год - 26841, за 2008 год - 32272 деклараций). Сумма заявленных налоговых вычетов составила в 2007 году – 2,8 млрд. руб., в 2008 году – 4 млрд. руб., а в 2009 – 5,5 млрд. руб.
Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета по социальным и имущественным налоговым вычетам, выросла с 209 млн. руб. в 2008 году до 264 млн. руб. в 2009.
Данная статистика характеризует как отрицательный, так и положительный моменты: с одной стороны недопоступление в бюджет значительных сумм налогов, а с другой – о растущем из года в год объеме денежных средств, используемых населением на решение своих социально-бытовых задач.
По доходам 2008 года средний размер уплаченного НДФЛ на одного индивидуального предпринимателя составил 49 тыс. руб., что на 44% больше, чем в 2008 году. Однако, несмотря на увеличение исчисленных к уплате сумм налога, налоговая нагрузка на 1 руб. валового дохода по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась и составила 0,36 коп. (в 2008 – 0,32 коп.).
Большое внимание было уделено декларационной кампании. На основании полученных налоговыми органами сведений, полученных от различных внешних источников, в целом по области выявлено более 32 000 налогоплательщиков, обязанных представить налоговую декларацию.
В этой связи будет акцентировано внимание при проведении массово-разъяснительной работы среди населения на установленную для налогоплательщиков обязанность декларировать полученные доходы. В частности, размещение информационных материалов по заполнению деклараций в помещениях налоговых инспекций с максимальным удобством для налогоплательщиков, организацию бесперебойной работы «горячей линии», обеспечение особого режима работы по приему деклараций от физических лиц. В кратчайшие сроки будут сформированы списки потенциальных декларантов, которым будут направлены уведомления о необходимости представления декларации. Главная цель такой работы - привлечение физических лиц – «потенциальных декларантов» к декларированию полученных ими доходов.
За налогоплательщиками Курганской области на 01.01.2010 числится задолженность по налогам и сборам в сумме 1,7 млрд. руб., по ЕСН – 355 млн. руб. Всего 2 млрд. руб.
По сравнению с началом года допущен прирост задолженности по налогам на 19 % (на 271 млн. руб.).
Удельный вес нереальной для взыскания задолженности на конец 2009 года в ее общем объеме составляет 63 %.
Прирост задолженности с начала года произошел по всем видам налогов, за исключением региональных налогов (по региональным налогам снижение на 10,6 %, или на 30,0 млн. руб.).
К налогоплательщикам, не исполнившим добровольно свою обязанность по уплате обязательных платежей, применяются меры принудительного взыскания задолженности. В результате данных действий за 2009 год должниками погашено задолженности в сумме 2,1 млрд. руб., или 65 % общей суммы задолженности по налогам (включая ЕСН, пени и штрафные санкции). За 2008 год в результате данных мер было погашено 1,6 млрд. руб., или 55 %. Таким образом, эффективность принимаемых мер по взысканию увеличилась более чем в 1,2 раза.
Управление старается находить новые (нетрадиционные) подходы в работе по предотвращению недоимки. Так, с 1 сентября 2009 года на сайте УФНС России по Курганской области в Интернете внедрен в действие программный продукт «Узнай свою задолженность». За 4 месяца посетителями сайта распечатано более 7 тысяч квитанций для уплаты налога на имущество физических лиц на сумму 10,7 млн. руб.
Кроме того, с декабря 2009 года внедрен в промышленную эксплуатацию Интернет-сервис «Система информирования налогоплательщиков о задолженности» в виде «Личного кабинета налогоплательщика». Этот интернет-сервис позволяет узнать гражданам свою задолженность по налогам на имущество, на землю, по транспортному налогу, числящуюся за ним как в Курганской области, так и в других регионах страны.
За период его существования в 2009 году к нему обратилось 2,8 тысячи физических лиц, которыми распечатаны документы на уплату задолженности по имущественным налогам на сумму почти 1,9 млн. руб.
Помимо этого с августа 2009 года совместно с органами ГИБДД и службы судебных приставов инспекциями в отношении физических лиц проводится акция по повышению собираемости транспортного налога. Суть акции – нахождение сотрудников налоговых органов и сотрудников службы судебных приставов на пунктах технического осмотра транспортных средств.
С начала проведения акции в ней приняли участие 225 специалистов, которые провели сверку задолженности по транспортному налогу с 10,5 тысячами автовладельцев. Всем должникам сотрудниками налоговых органов были выданы квитанции на уплату задолженности.
В результате проведенных мероприятий 726 собственников транспортных средств (или 48 % от числа установленных должников) уплатили 943 тыс. руб. задолженности по налогу и 58 % должников погасили задолженность по пене.
Одним из значительных резервов по увеличению поступлений в бюджет является контрольная работа.
Всего по результатам контрольной работы за 2009 год налоговыми органами области дополнительно начислено 942 млн. руб., положительная динамика к предыдущему году сохранилась и составила 162%.
Проведено 539 выездных проверок. Уровень результативности выездных налоговых проверок организаций в Курганской области составил 99,5%. (проведено всего 2 безрезультативные проверки).
Кроме выездных налоговых проверок налоговыми инспекциями области проведено 307 тысяч камеральных проверок. Доначислено (без учета пеней) 102 млн. руб. Уровень результативности камеральных проверок составил 2,6%. Доначисления на 1 камеральную проверку, выявившую нарушения, составили 12,7 тыс. руб.
За 2009 год в результате аналитической работы налоговых органов налогоплательщиками представлено более 6000 уточненных деклараций, сумма увеличенная к уплате в бюджет составила 147 млн. руб.
В течение 2009 года налоговые органы продолжали работу по противодействию ведения незаконной деятельности в сфере организации игорного бизнеса. До 01.07.2009 года проводились работа и проверки по закрытию игорных заведений, а во второй половине года организовывалась работа по выявлению объектов игорного бизнеса под прикрытием работы псевдобукмекерских контор и тотализаторов, стимулирующих лотерей, интернет – клубов. В этом направлении ИФНС России по г. Кургану проводила рейды по выявлению указанных лиц. Кроме того, проведены проверки организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, осуществляющих свою деятельность без лицензии.
В этой работе будем просить практического участия не только со стороны УВД по Курганской области, но и Прокуратуры и Администрации города и области.
Задачи по контрольной работе на 2010 год следующие:
- обеспечить охват выездными налоговыми проверками в 2010 году на уровне не менее 1,5% от числа налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете;
- значительно повысить качество аналитической работы при подготовке выездных налоговых проверок;
- повысить качество проведения выездных и камеральных проверок с использованием всех мероприятий налогового контроля, исключить проведение безрезультативных выездных проверок;
- обеспечить соблюдение норм законодательства о налогах и сборах, регламентирующих процедуру проведения и реализации материалов проверок;
- усилить работу по выявлению незаконной деятельности в области игорного бизнеса.
Из 9 300 налогоплательщиков (организаций), ведущих финансово-хозяйственную деятельность, налоговую и бухгалтерскую отчетность по телекоммуникационным каналам связи представили – 4500, или 48%. Общее количество предоставленных налогоплательщикам информационных услуг в электронном виде составило 15 500. В среднем по области доля налогоплательщиков – организаций, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, составила 40% при плановом показателе 35%.
В условиях сложной экономической ситуации взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов очень важно для обеспечения стабильности бизнеса и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Налоговые органы заинтересованы в повышении качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, в том числе и информационных. Главная миссия материалов, публикуемых в СМИ, – оказание практической помощи налогоплательщикам по различным вопросам администрирования налогов. Для повышения налоговой грамотности налоговыми органами области было проведено с налогоплательщиками 290 тематических семинаров. В результате активной информационной работы значительно снизилось количество запросов от налогоплательщиков по разъяснению налогового законодательства – с 790 в 2008 году до 476 в 2009.
Налоговые органы области ведут активную работу по поиску прогрессивных форм и методов работы. Инспекциями выпускаются плакаты, брошюры, листовки, памятки, календари. Среди налогоплательщиков распространено 173 вида листовок, 24 вида брошюр, методические пособия по земельному и транспортному налогам, по налогу на имущество, о кодах бюджетной классификации и другим темам. Две инспекции – МРИ № 1 и МРИ № 6 выпускают собственные газеты тиражом 999 экземпляров
Всего размещенных информационных материалов в целом по области составило 1 700. На интернет-сайте Управления опубликовано за год 480 материалов. Официальный сайт Управления с каждым годом увеличивает свою популярность. Если за 2008 год его посетили 24 000 пользователя сети Интернет, то в 2009 году уже 48 000.
Большую и благородную работу проводят наши налоговые инспекции взяв шефство над детскими домами и многодетными семьями. 4 детских дома, 4 дома детского творчества, 2 школы, 1 дом пионеров и 7 многодетных семей не остаются без внимания налоговиков. Шефами проводятся праздничные мероприятия, дни рождения воспитанников, оказывается материальная помощь.
Налоговые органы области в 2009 году в целом справились с поставленными задачами. Результаты, достигнутые каждой налоговой инспекцией области, можно признать удовлетворительными.
УФНС по Курганской области подводит итоги работы за год
Подведены итоги и определены задачи. Состоялась расширенная коллегия УФНС России по Курганской области.
Начать дискуссию