Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в изъятии лотерейного оборудования (далее - спорное оборудование).
Решением арбитражного суда первой инстанции, оставленным без изменения арбитражным судом апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены. Действия сотрудников налогового органа по изъятию спорного оборудования, изъятых на основании протокола осмотра и изъятия вещей и документов, признаны незаконными. Суд также указал на возврат обществу изъятого спорного оборудования.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа, рассмотрев кассационную жалобу налогового органа, указал следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 27.1 Кодекса изъятие вещей и документов относится к мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Изъятие спорного оборудования осуществлено налоговым органом в целях пресечения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса, выявленного в ходе осуществления проверки принадлежащего обществу развлекательного клуба.
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Частью 2 статьи 27.10 Кодекса установлено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 Кодекса.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензии в пределах компетенции соответствующего органа.
Названная норма является бланкетной и отсылает к другим нормативным правовым актам, устанавливающим полномочия федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 244-ФЗ) предусмотрено, что проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
На основании части 3 статьи 16 Закона № 244-ФЗ контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 данной статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 5 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 (далее - Положение), определены полномочия Федеральной налоговой службы в установленной сфере деятельности, в число которых входит осуществление контроля за соблюдением организатором азартных игр требований, установленных частями 1 и 2 статьи 16 Закона № 244-ФЗ (пункт 5.1.9 Положения), осуществление проверки технического состояния игрового оборудования (пункт 5.3.7 Положения).
Исходя из перечисленных норм права должностные лица налоговых органов при обнаружении факта осуществления предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 Кодекса, а также применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде изъятия вещей и документов.
Таким образом, изъятие налоговым органом спорного оборудования на основании протокола осмотра и изъятия вещей и документов не противоречит требованиям действующего законодательства.
С учетом вышеизложенного Федеральный арбитражный суд Уральского округа удовлетворил кассационную жалобу налогового органа и отменил судебные акты судов первой и апелляционной инстанций (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.04.2010 № Ф09-2194/10-С1).
Д.А. Квасов,
заместитель начальника правового отдела
УФНС России по Оренбургской области
Судебная практика по вопросу изъятия лотерейного оборудования
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий должностных лиц налогового органа, выразившихся в изъятии лотерейного оборудования.
Начать дискуссию